Нажмите "Enter" для пропуска содержимого

Сколько получают и зарабатывают россияне в 2022 году. Какие самые ходовые зарплаты и оклады сейчас в России?

Сколько получают и зарабатывают россияне в 2022 году. Какие самые ходовые зарплаты и оклады сейчас в России?

Исследование проводилось в декабре 2021 года во всех регионах РФ. В нем приняли участие свыше 7 000 человек старше 18 лет.

«В среднем респонденты хотели бы получать 166 тыс. рублей каждый месяц.

Значительные различия есть в желаемых зарплатах мужчин и женщин.

В среднем по стране мужчины хотели бы зарабатывать 187 тыс. рублей, а женщины — 138 тыс. рублей.

В Москве мужчины в среднем отмечали желаемый заработок в 201 тыс. рублей, а женщины — 157 тыс. рублей», — говорится в исследовании.

Когда речь заходит о зарплатах и их повышении, чаще всего говорят о зарплатах бюджетников.

Они повышаются ежегодно (по крайней мере, должны повышаться), но о занятых в частном секторе речь заходит реже.

Однако и для них законодательство предусматривает периодический рост зарплаты – работодатель не вправе отказаться от этого и обязан повышать зарплаты на уровень инфляции. Как это будет выглядеть в 2022 году и насколько вырастут зарплаты россиян – читайте в нашем материале.

Индексация – обязательна: насколько вырастут зарплаты в частном секторе в 2022 году

Сколько зарабатывали россияне в 2021 году

В конце ноября президент России Владимир Путин объявил, что российский рынок труда полностью восстановился после кризиса, связанного с пандемией. Заявление было достаточно важным – в отдельные моменты прошлого года в стране было несколько миллионов официальных безработных.

Однако, что также важно, кроме восстановления занятости, в России выросла средняя зарплата – по состоянию на сентябрь 2021 года она составила 54 687 рублей. Конечно, к этой цифре может быть много вопросов, но это именно средняя зарплата – она традиционно выше медианной и модальной, и на нее сильно влияют те, кто получает значительно выше среднего.

Если посмотреть в ретроспективе, рост зарплат в 2021 году не особо выделяется по динамике – то есть, они увеличились примерно на столько же, сколько и в прошлые годы:

Это данные Росстата – он учитывает зарплаты по всей экономике России. То есть, сюда включены зарплаты в государственном секторе (включая бюджетников, подпадающих под «майские» указы), на средних и крупных предприятиях, в малых предприятиях и у ИП.

Однако статистика зарплат отличается по регионам и видам деятельности. Например, по регионам средние зарплаты отличаются очень даже сильно:

То есть, если не учитывать Москву, нефтедобывающие и отдаленные регионы, зарплаты в России – не такие уж высокие. А в регионах Северного Кавказа (и неожиданно в Ивановской области) они практически вдвое ниже, чем даже средняя по России.

Другими словами, в регионах СКФО средняя зарплата может быть ниже 25 тысяч рублей – и это с учетом зарплат на всех руководящих должностях, в федеральных компаниях и в бюджетном секторе (то есть, в большинстве случаев работники получают что-то около МРОТ).

Что же касается зарплат по секторам экономики и в разных компаниях, понять их уровень поможет недавнее исследование рейтингового агентства НКР. Там посчитали зарплаты в 100 крупнейших компаниях России, и результаты вышли такими:

  • самые высокие зарплаты – в компаниях НОВАТЭК (261 270 рублей в среднем), «Совкомфлот» (254 490 рублей), «Волга-Днепр» (237 760 рублей), табачной компании PMI (208 780 рублей) и «Арктикгаз» (195 390 рублей);
  • средние по России 55 тысяч рублей – это примерно 70 строчка рейтинга (например, столько платит сотрудникам «Русагро» – 56 980 рублей в месяц или магазины «Метро» – 56 740 рублей);
  • внизу рейтинга – «Почта России», где 273 тысячи сотрудников получают в среднем 29 тысяч рублей в месяц, сеть магазинов «Монетка» с зарплатами в 31 тысячу рублей, агрохолдинг «Степь» (37 380 рублей), сети магазинов «Магнит» (38 920 рублей) и «Связной» (40 950 рублей).

Соответственно, самые высокие зарплаты – в нефтегазовом секторе и транспортной сфере, а самые низкие – в торговле и сельском хозяйстве.

Как должны расти зарплаты?

Российское трудовое законодательство в целом стоит на стороне работника – ему полагается много гарантий, которые могут отсутствовать в трудовом праве других стран. Официально оформленный работник вправе получать не только зарплату, но и оплачиваемые больничные, ежегодный оплачиваемый отпуск, сокращенный рабочий день перед праздниками, двойную оплату в праздничные дни и многое другое.

Что касается зарплат, стоит выделить две важнейшие нормы:

  • работник, который трудится на условиях полной занятости, не может получать меньше, чем МРОТ. В 2021 году это 12 792 рубля в месяц, в 2022-м минимальная зарплата вырастет до 13 890 рублей в месяц. Регион может ввести свой собственный МРОТ – а работодатель может его либо принять, либо выйти из соглашения (направив соответствующее заявление), а в ряде районов введены районные коэффициенты и северные надбавки (которые начисляются сверх МРОТ);
  • работодатель обязан ежегодно индексировать зарплату с учетом роста потребительских цен на товары и услуги. Другими словами, зарплату нужно повышать ежегодно, это не право, а обязанность работодателя согласно ТК РФ.

Правда, сам Трудовой кодекс говорит лишь о том, что зарплата должна повышаться, исходя из роста потребительских цен, и что это должно быть оговорено в коллективном договоре, соглашениях или в локальном нормативном акте.

Как следует из документов Роструда, индексация зарплат должна быть прописана в локальном нормативном акте, иначе работодателя при первой же проверке оштрафуют на сумму от 1 до 5 тысяч рублей (для ИП) или от 30 до 50 тысяч рублей (для организаций).

При этом порядок индексации должен быть прописан подробно – как часто она проводится, на какую величину, и какая часть зарплаты (например, только оклад или вся сумма с премией). Каждая индексация проводится по приказу руководителя – по этому приказу вносятся поправки в штатное расписание, а с работниками заключают дополнительные соглашения к трудовым договорам.

Так как сам порядок индексации устанавливается работодателем, он может ориентироваться на разные данные – например, на оперативную информацию Росстата, величину прожиточного минимума или официальный ИПЦ от Росстата по итогам года. В 2021 году инфляция составит около 8% по итогам года, соответственно, работодатели обязаны повысить зарплаты своим работникам минимум на эту величину.

Что обещают работодатели на 2022 год?

Если все компании и предприниматели будут следовать закону, зарплаты в 2022 году должны будут вырасти примерно на 8%. Но на самом деле ситуация сложнее – некоторые повышают их ежеквартально (и по факту они уже частично «нагнали» рост цен 2021 года), другие повысят их ближе к концу года (сроки закон оговаривает тоже не очень четко).

Проблема в том, что каждый работодатель планирует повышение зарплат индивидуально – исходя из прогноза по выручке и прибыли, рыночной ситуации, свободного денежного потока и многих других факторов. Централизованно об этом никто не отчитывается, поэтому реальную картину показывают только результаты опросов и исследований независимых агентств.

Например, Центр стратегических разработок (ЦСР) на днях опубликовал аналитику по зарплатам на 2022 год. В мониторинг попало почти 10 тысяч компаний из разных сегментов, большая часть – малый и средний бизнес. Как следует из результатов аналитики, ситуация с зарплатами будет следующей:

  • 33% компаний намерены повысить зарплаты в 2022 году, среднее повышение составит около 11%;
  • 44% опрошенных компаний оставят зарплату без изменений
  • в 4% компаний намерены даже сократить зарплату;
  • 73% опрошенных бизнесменов не повышали зарплаты в 2021 году.

Соответственно, едва ли не половина компаний планирует буквально прямо нарушить требования ТК РФ – оставить зарплату без изменений (несмотря на рост цен) или вообще снизить ее. При этом половина компаний полагает, что в 2022 году выручка и прибыль вырастут, а многие намерены даже нанимать дополнительных сотрудников.

Что касается зарплат по отдельным профессиям, об этом рассказали на платформе «Рокет Ворк»:

  • больше всего вырастут зарплаты в IT-сфере – с учетом перехода экономики на «цифровые рельсы», компании сильно нуждаются в специалистах, и готовы платить им огромные зарплаты;
  • зарплаты вырастут в тех сферах, где традиционно занято много мигрантов – строительство, ЖКХ, аграрный сектор и сфера услуг. Только в 2021 году зарплаты строителей и мастеров выросли на 25-30%, в 2022-м тренд может продолжаться. Также вырастут зарплаты грузчиков, складских рабочих, курьеров и водителей – в 2021 году им повысили зарплаты на 25%, но их по-прежнему не хватает;
  • платформы, работающие с самозанятыми, тоже будут повышать их гонорары – ведь курьеры, мастера и строители для разовых работ по-прежнему востребованы;
  • в секторе малого и среднего бизнеса зарплаты будут расти медленно – в 2021 году они заметно снизились (с 37 до 30 тысяч рублей), и весь сегмент по-прежнему страдает от ограничений, связанных с пандемией.

А россияне ожидают от работодателей именно повышения зарплат. Как показало исследование, проведенное сервисом SuperJob, около 55% россиян ожидают от руководства прежде всего роста зарплат. Этот вариант победил среди всех – лишь треть опрошенных ждет стабильности в работе, 27% – адекватного руководства, четверть работников ждет карьерного роста.

Что делать, если зарплата не растет?

Статья 134 ТК РФ требует, чтобы работодатели периодически индексировали зарплату в связи с ростом потребительских цен. Кодекс оговаривает лишь то, что работодатель обязан вписать повышение зарплат в коллективный, трудовой договор или ной локальный нормативный акт.

По факту, однако, это вызывает достаточно большие вопросы. Так, Роструд требует, чтобы работодатель обязательно включал этот пункт в нормативные акты – то есть, он может выписать штраф, даже если работодатель по факту повышает зарплату (но без указания этого в документах).

Если же работодатель не повышает зарплату в связи с ростом цен, то сначала стоит пожаловаться в государственную инспекцию по труду. Работодателя могут привлечь к ответственности – либо за отсутствие в локальных нормативных актах пункта об индексации, либо за отказ соблюдать установленное требование по повышению зарплаты.

Что касается судебной практики, то она неоднозначна. Если работникам не индексируют зарплату, суд будет исходить из конкретной ситуации:

  • работодатель просто не повышает зарплату несколько лет. Это однозначное нарушение ТК РФ, поэтому работодателя оштрафуют и обяжут повысить зарплату;
  • зарплата по факту повышается, но это не закреплено в документах. Это спорный момент – если зарплата действительно растет, работодателя могут даже не привлечь к ответственности. Суды считают, что прежде всего – повышение суммы заработка у работников, а не документы;
  • работодатель повышает зарплату за счет премии, но не повышает оклад. Здесь нет единого мнения – суд может посчитать, что премия является стимулирующей и поощрительной выплатой, а потому работодатель обязан повышать именно оклад. Но если повышение зарплаты за счет премии прописано в документах, у суда не будет претензий;
  • зарплаты не повышаются, потому что организация работает в убыток. Здесь суды тоже могут посчитать, что обязанность повышать зарплату – не безусловная, и должна учитывать экономическое положение работодателя. А потому, если у компании финансовые проблемы, ее могут не наказать за сохранение зарплат на прежнем уровне.

Поэтому единственно верного варианта нет – работодатель может не повышать зарплату, потому что находится на грани банкротства (и тогда очередной штраф приведет к его закрытию). А может быть и такое, что индексация привязана к премии – если это сделано официально, то работодатель законно может не повышать зарплату тем, кто по каким-то причинам остался без премии.

«До половины всех работающих — бюджетники» Сколько всего в России бюджетников?

"До половины всех работающих - бюджетники" Сколько всего в России бюджетников?

Кто такие бюджетники и сколько их?

Под понятием «бюджетник» я буду иметь ввиду всех в трудоспособном возрасте, работающих на государственные структуры и компании.

А так же работников, предприятия которых имеют частичную или полную занятость от государственных проектов.

Озвучиваются разные данные на этот счёт, это значения, в районе, от 24 до 35 миллионов человек.

Было несколько попыток разных издательств провести свой счёт в разные года, с 2010 по 2017.

По моему подсчёту, таковых насчитывается в районе 35,22 миллионов человек или 51,8% от всех работников в нашей стране.

В эту группу входят: учителя, врачи, пожарники,полицейские, армия, учёные, чиновники, секретариат и прочие подобные группы людей.

Группы людей в % отношении от всех работающих, имеющих отношение к бюджетной сфере деятельности (прямое и опосредованное).

Сколько граждан на гос. обеспечении?

Стоит и рассмотреть вопрос, о количестве всех граждан, находящихся (так или иначе) на государственном обеспечении.

Таковых у нас насчитывается свыше 42,73 миллионов человек.

Так же, стоит и учесть объем безработных, которых на 2018 год было — 3,9 миллиона человек.

Это те, кто получают пособия и находятся в поле зрения трудовой инспекции.

Получается, что людей на государственном обеспечении, которые не задействованы в экономике страны еще — 46,63 миллиона человек.

Но это еще не всё. Всего в России на 2018 год было около 72 миллионов человек, официально работающих и платящих налоги.

Около 52% из них — бюджетники и чиновники, а значит, реально задействованных лиц в поддержании экономики страны всего — 34,5 миллиона человек.

Из 146,5 миллионного населения страны, мы имеем такую картину:

  • Пенсионеры и инвалиды (42,73 млн. чел)
  • Официально безработные (3,9 млн. чел)
  • Чиновники и бюджетники (35,22 млн. человек)
  • Неактивное население (30,15 млн. человек)
  • Работающие, не бюджетники (34,5 млн. человек)

Получается, реально в экономике России задействовано всего 34,5 миллиона человек, которые обслуживают остальные 112 миллионов.

Вывод

Получается, что на развитие экономики страны, не задействованных в бюджетных сферах, трудится всего 34,5 миллиона человек или всего 23,5% от всего населения России.

И самое грустное, что в большей степени это работники сферы продаж и услуг для населения.

Получается, что реально задействованных работников крупных предприятий, которые в состоянии увеличивать ВВП страны — ничтожно мало, и это не говоря о проблеме стареющего населения…

О повышении зарплат бюджетникам регионов России — последние новости

Последние новости о повышении зарплат бюджетникам (государственным и муниципальным служащим) осенью 2021 года и с 1 января 2022 года — читайте НИЖЕ.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 24.06.2019 N 288 «Об основных направлениях развития государственной гражданской службы Российской Федерации на 2019 — 2021 годы» прописана необходимость 2021 году обеспечить в рамках осуществления мероприятий по совершенствованию системы оплаты труда гражданских служащих оптимизацию структуры денежного содержания гражданских служащих (без снижения его уровня) путем поэтапного увеличения в структуре этого содержания доли должностного оклада и соответствующее увеличение размера пенсии за выслугу лет. Как правило, изменения в начислениях зарплаты бюджетникам (государственным и муниципальным служащим) происходят в период 1 апреля, 1 июня и 1 октября текущего года, когда ответственным федеральным органам исполнительной власти необходимо информировать Президента РФ о ходе выполнения настоящего Указа. В этой связи Бюджетом Российской Федерации на период 2021-2022 гг. предусмотрено, что работникам российских ведомств и учреждений следует ожидать повышение оклада в 2021 году — в среднем на 6,8%. О нюансах и последних новостях о новых формах начисления зарплат бюджетникам — читайте ниже.

— Сотрудникам бюджетных организаций, которые отмечены в майских указах, индексацию зарплаты проводят с 1 января. К ним относятся, в частности, педагоги и врачи. Бюджетникам, которые не отмечены в майских указах, зарплату повышают с 1 октября. Размер прибавки зависит от роста потребительских цен, — рассказал юрист «Европейской юридической службы» Сергей Болотин. По его словам, в этом году индексация может составить примерно 4%. При этом особым образом решился вопрос об индексации зарплаты государственных служащих федерального уровня — судейского корпуса, сенаторов и депутатов Государственной думы.

Как информирует «Парламентская газета», независимо от того, в каком регионе и учреждении трудятся работники бюджетной и муниципальной сферы, они станут получать одинаковые зарплаты в 2021 году. Вместо региональных властей требования к отраслевым системам оплаты труда теперь установит Правительство. Президент Владимир Путин подписал соответствующий закон. Вводить новую систему оплаты планируется поэтапно в 2021-2025 годах, а конкретные сроки перехода на новую систему укажет Правительство для каждой отрасли. Как пояснила «Парламентской газете» зампред Комитета Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов Валентина Кабанова, новая схема начисления зарплат включает базовую ставку и тарифную сетку из 18 разрядов.

Согласно закону, кабмин будет регулировать дифференциацию окладов и ставок бюджетников, а также определять  компенсационные и стимулирующие выплаты и условия их назначения. «Это позволит гармонизировать условия оплаты труда работников одной сферы в разных регионах», — пояснял ранее суть поправок замглавы Минтруда Андрей Пудов. Для каждой отрасли должны быть разработаны свои требования. Ожидается, что в подзаконных актах укажут и долю гарантированных выплат по окладам. В Минтруда считают, что оклад должен составлять 50-70 процентов зарплаты. В то же время первый замглавы фракции «Единая Россия» в Госдуме Андрей Исаев заявлял ранее, что фракция считает, что не менее 70 процентов зарплаты бюджетников должен составлять оклад.

Валентина Кабанова в интервью «Парламентской газете» подчеркнула, что предстоящее выравнивание зарплат не приведёт к тому, что «где-то бюджетники станут получать меньше, чем сейчас». Депутат добавила, что новые зарплаты должны учитывать размер прожиточного минимума в регионах и прочие местные особенности. Из чего складываются зарплаты бюджетников:основной оклад;премия, которая назначается индивидуально, но не меньше 5%; доплаты за вредность, за работу в выходные и праздники, за сверхурочные; надбавка за учёную степень и звание; за длительный стаж — от 10% до 30%; и другие дополнительные платежи. Общая доплата может достигать 60% от оклада, в отдельных случаях — 120%. Кроме этого, бюджетники могут получать материальную помощь в размере 30% от оклада и помощь на оздоровление — 50% от оклада.

Зарплаты учителей должны отличаться

На пресс-конференции Владимира Путина 17 декабря был поднят вопрос о том, что после повышения МРОТ до уровня прожиточного минимума зарплаты уборщиц в школах приблизились к зарплатам учителей. В связи с этим президент поручил Правительству пересмотреть уровень зарплат российских педагогов.

Комментируя поручение, Андрей Исаев заявил, что партия намерена обсудить с кабмином вопрос «усиления дифференциации в бюджетной сфере в зависимости от квалификации и условий труда работника». «Вот эта разница, «гармошка» в доходах квалифицированных и неквалифицированных работников в бюджетной сфере, сжалась», — пояснил Исаев журналистам. Поэтому, по его словам, уборщицы и санитарки стали получать столько же, сколько и квалифицированные специалисты.
Ранее «Парламентская газета» писала, что минимальный размер оплаты труда в 2021 году впервые превысит прожиточный минимум для трудоспособного населения. Это затронет 3,9 млн россиян. При этом будут сохранены достигнутые целевые соотношения в зарплате категорий бюджетников, предусмотренные «майскими указами» президента от 2012 года

КАКАЯ БЫЛА СИТУАЦИЯ С ЗАРПЛАТАМИ БЮДЖЕТНИКОВ В 2020 ГОДУ

Индексация зарплат с 1 октября 2020 года планировалась на 3,8%. Однако инфляция за 2019 года составила 3%, поэтому именно на столько будут повышены оклады. Но далеко не у всех, сообщает газета «Аргументы и факты». «Повысятся оклады гражданских государственных служащих, то есть сотрудников министерств и ведомств, – ответил проректор Финансового университета при Правительстве РФ Александр Сафонов. – Кроме того, на 3% будет увеличено денежное довольствие военнослужащих и силовиков – сотрудников МВД, МЧС, ФСБ, СВР, ФСО, Росгвардии, СК и Генпрокуратуры».

Как сообщила вице-премьер Татьяна Голикова, 1 октября также повысят зарплаты бюджетникам, не вошедшим в майский указ президента от 2012 года. То есть массовой индексации зарплат медработников, учителей, педагогов и других «обычных» бюджетников в этом году не будет.

Сейчас зарплату бюджетников рассчитывают местные власти и муниципалитеты. На деле же эти функции часто возложены на плечи руководителей организаций, что приводит к разрыву в зарплатах не только в разных населенных пунктах, но даже в соседних предприятиях одного города.

Чтобы исправить несправедливость, кабинет министров планирует установить одни требования к установлению окладов, ставок и надбавок, которые применяются при подсчете зарплат, компенсаций и стимулирующих выплат. Одновременно с этим правительство утвердит требования для каждой сферы деятельности, а также выдаст сроки, в течение которых зарплаты бюджетников пересчитают по-новому.

Что слышно про сокращение госслужащих и бюджетников?

Вместе с тем, повышение зарплат бюджетников в 2020 году связано с запланированным масштабным сокращением госслужащих федерального, регионального и муниципального уровня. О том, кого и как, примерно, будут сокращать можете прочитать ниже.

На 2020 год в России действительно намечена реализация реформы в сфере госуправления, которая приведет к масштабному сокращению армии госслужащих и повышению зарплат оставшихся, рассказала в интервью РИА «Новости» первый замминистра финансов Татьяна Нестеренко.

По ее словам, если этого не сделать, то зарплаты чиновников в дальнейшем будут индексировать только на уровень инфляции, поскольку для увеличения размера оплаты труда до конкурентного уровня всем госслужащим потребуется дополнительно сто миллиардов рублей в год из бюджета.

«Экономия — не самоцель реформы, очевидно. Но высвобождающиеся при этом средства будут направлены на повышение оплаты труда гражданских служащих. Если не провести запланированное сокращение, конкурентного уровня оплаты труда на госслужбе не достичь», — сказала Нестеренко.

Сокращение госаппарата, по замыслу Минфина, пройдет в два этапа.

Сначала — «автоматически»: численность центральных аппаратов федеральных органов исполнительной власти в следующем году сократят на десять процентов, территориальных органов — на пять процентов, а к 2021-му этот показатель в регионах достигнет 15 процентов.

На втором этапе предполагается структурное совершенствование госаппарата, что приведет к дополнительному сокращению численности. На этом этапе территориальные органы министерств и ведомств преобразуют в филиалы без статуса юридического лица и без подразделений.

«То есть мы планируем создать компактные фронт-офисы, в которых будут упразднены подразделения, занятые решением вопросов организационного, информационного, документационного, финансово-экономического, административно-хозяйственного обеспечения деятельности», — пояснила Нестеренко.

Эксперты неоднозначно подошли к объяснению действий Минфина. Вице-президент Конфедерации труда России, депутат ГД РФ Олег Шеин в беседе с «ФедералПресс» ушел от ответа о планируемом сокращении в органах исполнительной власти, сославшись на то, что «нельзя комментировать, будет ли это вообще».

«Я не могу это комментировать, потому что мы являемся очевидцами тридцатого или сорокового заявления Минфина на эту тему. Я бы не сказал, что мы по итогам этих заявлений видим какие-то реалистичные перемены. Невозможно комментировать год от года одних и тех же людей, одни и те же слова», – заявил в беседе с обозревателем «ФедералПресс» Шеин.

В перспективах масштабных сокращений сомневается и директор Центра политологических исследований Финансового университета Павел Салин.

«Я бы здесь не делал далеко идущие выводы. У нас этих сокращений за последние 20–25 лет на моей памяти широко анонсировано было пять-семь. В итоге это как минимум не приводило к реальному сокращению числа госслужащих, а как максимум приводило к их увеличению», – заявил Салин.

По его словам, если анонсируемые Минфином планы дойдут до стадии реализации, то сокращаться будут в первую очередь не сотрудники, а незаполненные ставки в ведомствах.

«Несмотря на миф о привлекательности госслужбы, достаточно много ставок в силу ряда причин не заполнены, и когда речь идет о сокращении, то всегда руководство прибегает к испытанному методу. Оно сокращает не людей, которые работают, а ставки, которые не заняты», – отметил Салин.

Кадровый вопрос

Политика сокращения госслужащих вызывает массу вопросов у некоторых экспертов. Прозвучавшее из уст заместителя министра финансов РФ заявление стало поводом порассуждать над критериями, которыми будет пользоваться Кабмин для увольнения сотрудников. Как оказалось, не во всех ведомствах на данный момент наблюдается достаточная численность специалистов.

«Например, штат департамента металлургии и материалов Министерства промышленности и торговли России вряд ли можно назвать большим и тем более раздутым, а между тем его сотрудникам приходится решать кучу задач, связанных с огромным металлургическим комплексом. Если его численность уменьшится, то оставшиеся сотрудники в прямом смысле слова могут «зашиться» под грузом решаемых вопросов, работая на износ», – заявил промышленный эксперт Леонид Хазанов, добавив, что в советское время металлургию курировали сразу два ведомства – Министерство черной металлургии СССР и Министерство цветной металлургии СССР, каждое из которых имело большой штат специалистов.

Политтехнолог Марат Баширов указал, что для сокращения госслужащих необходим более глубокий подход, связанный с анализом дублирующихся или ненужных функций, о чем сейчас, по словам эксперта, разговора нет.

«Мы же с вами слышим, что есть идея реализовать «регуляторную гильотину». Она подразумевает сокращение контрольных функций, но помимо контрольных функций у госорганов еще есть разнообразные функции, от которых, на мой взгляд, нужно отказаться. Мы же понимаем, что отказ от функций вызывает реальное сокращение госаппарата. Соответственно, если человек не приносит пользу, то нужно от этой функции отказаться, а человека либо уволить, либо перепрофилировать», ­– заявил Баширов.

Кто в списках на увольнение?

Если анонсируемые Минфином масштабные сокращения все же состоятся, то, вероятно, основным критерием для них будет эффективность сотрудников. Об этом рассказал директор Института бизнеса и делового администрирования РАНХиГС Сергей Мясоедов.

«С моей точки зрения, эта реформа должна коснуться тех, кто плохо работает… В последнее время наш президент поставил радикальную задачу повышения производительности труда, потому что опять-таки Россия – одна из наиболее отстающих стран в Европе по производительности. Людей много, а эффект от их деятельности небольшой», – пояснил Мясоедов, добавив, что останутся при должности те, кто имеет наиболее высокие показатели KPI.

По мнению политолога Марата Баширова, при существующем подходе могут остаться без работы низкооплачиваемые сотрудники.

«Обычно это выглядит следующим образом: идет разнарядка на министерство, например сократить 10 % численности. Если вы не закладываете механизмы аудита, а здесь, очевидно, будет предложено просто сокращение на 10 %, то кого ты уволишь, неважно. Каждое министерство будет искать кого-то, кого, с его точки зрения, нужно уволить или можно уволить. Обычно это самые низкооплачиваемые сотрудники, самого низкого грейда», – пояснил Баширов.

По его словам, это не принесет большой бюджетной экономии, но поспособствует «вымыванию» слоя госслужащих, которые занимаются «подготовкой многочисленных материалов, отчетов, справок и так далее для вышестоящих начальников».

«Мы знаем, что у большинства людей, которые работают в должностях директоров департаментов, управлений, а тем более у замминистров и министров фактически весь рабочий день – это или рабочие встречи, или совещания. Они реально подготовкой внутреннего контекста, содержания не занимаются. Этим занимаются работники низших звеньев», – рассказал Баширов.

Как отметил эксперт, ослабление этого слоя госслужащих может в перспективе привести к ослаблению госаппарата и упадку качества госуправления в целом.

Уловка государства?

Сокращение госслужащих не всегда означает сокращение людей, занятых в государственном управлении. Существует вероятность, что уволенные сотрудники просто перейдут в подведомственные учреждения, которыми напрямую управляют министерства.

«Подведы» обычно получают деньги на реализацию проектов из того же самого федерального бюджета. Получится, что федеральный бюджет заплатит те же самые деньги, только из другого кармана. Это известная уловка, и бороться с ней просто невозможно. Реальное сокращение может быть, только когда вы сокращаете дублирующие или ненужные функции», – рассказал Марат Баширов.

Впрочем, вероятно применение и других схем аутсорсинга. Сергей Мясоедов уверен, что это вполне позитивное явление.

«Мы можем говорить о том, что чиновники мимикрируют и постараются остаться на коште государства, по-прежнему используя свои близкие связи в течение какого-то времени. Это негативная сторона. А есть позитивная сторона: люди, предлагающие свои услуги, будут проходить через процедуру тендеров, а это при всех недостатках нынешних тендеров, процедура все-таки конкурентная и на тендер будет проходить несколько человек, соответственно, аутсорсинговые услуги – это государственно-частное партнерство», – заявил Мясоедов, добавив, что эта концепция позволит увеличить качество предоставляемых услуг.

Куда пойдут сокращенные госслужащие?

Первый заместитель председателя комитета ГД РФ по труду, социальной политике и делам ветеранов Михаил Тарасенко уверен, что сокращенные госслужащие в перспективе без работы не останутся: «Эти люди, которые работают там, наверняка на рабочие профессии не пойдут, но это достаточно подготовленные люди, которые найдут место в жизни, потому что, как мне представляется, у нас слишком много вакансий на сегодняшний день».

Эксперты сделали и более радикальные прогнозы. По мнению директора Института бизнеса и делового администрирования РАНХиГС Сергея Мясоедова, масштабное сокращение госслужащих – повод для интенсификации политики переучивания старых кадров, чтобы они могли осваивать профессии или заниматься малым и средним предпринимательством.

«Я думаю, что появится еще одна категория, которой надо постепенно перестраиваться на ментальность рыночную и предпринимательскую: учиться не сидеть на шее государства, на «проедании» госбюджета, а эффективно работать. Появятся новые категории, которых нужно будет переучить, чтобы люди могли стать самозанятыми», – заявил Мясоедов.

Если процесс реформирования госаппарата активно заработает, то в 2021 году кадровые сокращения коснутся не только работников федеральных ведомств, но и региональных (муниципальных) органов упраления во всех субъектах РФ: Адыгея, Алтай, Башкирия, Бурятия, Дагестан, Ингушетия, КБР, Калмыкия, КЧР, Карелия, КОМИ, Крым, Марий Эл, Мордовия, Саха (Якутия), Северная Осетия (Алания), Татарстан, ТЫВА, Удмуртия, Хакасия, Чечня, Чувашия, Алтайский Край, Забайкальский край, Камчатский край, Краснодарский Край, Красноярский Край, Пермский Край, Пермский Край, Приморский край, Ставропольский край, Хабаровский край, Амурская область, Астраханская область, Архангельская область, Белгородская область, Брянская область, Владимирская область, Волгоградская область, Вологодская область, Воронежская область, Ивановская область, Иркутская область, Калининградская область, Калужская область, Кемеровская область, Кировская область, Костромская область, Курганская область, Курская область, Ленинградская область, Липецкая область, Магаданская область, Московская область, Мурманская область, Нижегородская область, Новгородская область, Новосибирская область, Омская область, Оренбургская область, Орловская область, Пензенская область, Псковская область, Ростовская область, Рязанская область, Самарская область, Саратовская область, Сахалинская область, Свердловская область, Смоленская область, Тамбовская область, Тверская область, Томская область, Тульская область, Тюменская область, Ульяновская область, Челябинская область, Ярославская область, города федерального значения — Москва, Санкт-Петербург, Севастополь, Еврейская АО, ХМАО, ЯНАО, Ненецкий и Чукотский АО.

Станьте первым комментатором

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *