Нажмите "Enter" для пропуска содержимого

Кого сейчас не хватает на рынке труда, каких специальностей, вакансий. Кто больше всего требуется на работу и какая у них зарплата?

Кого сейчас не хватает на рынке труда, каких специальностей, вакансий. Кто больше всего требуется на работу и какая у них зарплата?

Сталинский министр финансов А. Зверев рассказывал про интересный эпизод…

После войны для восстановления народного хозяйства необходимо было резко увеличить добычу угля.

Тогда шахтерам стали платить очень большие деньги. На заседании Политбюро ЦК А.И. Микоян заметил:

«Шахтеры получают уже больше, чем члены Политбюро».

На что И.В. Сталин отреагировал так:

«Между прочим, у шахтеров еще много вакансий, а в Политбюро их нет»

К чему это?

Безработица в России на рекордно низком уровне.

По данным Росстата — 3,7%.

Причем больше всего не хватает рабочих рук на самые простые специальности.

Причем больше всего не хватает рабочих рук на самые простые специальности.

Все началось еще с пандемии. Тогда часть мигрантов уехали из России и не смогли вернуться.

При этом стали активно развиваться сервисы доставки. В большом количестве понадобились курьеры и водители, которые могли бы доставлять товары.

Это привело к тому, что часть низкоквалифицированных рабочих сменила профессию.

Отсюда и дефицит во многих сферах.

Более того, для массовых профессий характерна большая текучка. Сотрудники рассуждают вполне логично.

Подобных вакансий вагон. Держаться за конкретное место особого смысла нет. Особенно если условия труда не устраивают.

При этом и бизнес не спешит поднимать оклады линейному персоналу.

При этом и бизнес не спешит поднимать оклады линейному персоналу.

По словам экспертов, повышают оклады, как правило, не массовому персоналу, а квалифицированным рабочим. У которых есть востребованные навыки и умения.

А больше всего получают в столице сборщики мебели, сварщики, электромонтажники, токари и фрезеровщики.

Вот такая статистика…

Оторвут с руками. В России в 2,5 раза больше вакансий, чем безработных

Устроиться на работу сейчас намного проще, чем найти сотрудников, утверждают аналитики аудиторско-консалтинговой сети FinExpertiza — на каждого безработного сейчас приходится 2,5 вакансии.

Такого не было с 2005 года, отмечают они. Больше всего людей не хватает в Тульской области (11,2 вакансии на одного безработного), Еврейской автономной области (10 вакансий), Ленинградской (9,1 вакансии) и Амурской областях (8 вакансий), Ямало-Ненецком автономном округе (7,2 вакансии).

Скоростные спуски

«Квалифицированные и высокооплачиваемые рабочие места концентрируются в крупнейших городах, куда со всей страны стекаются наиболее компетентные и мотивированные кадры, — говорит президент FinExpertiza Елена Трубникова.

— В небогатых регионах ключевым работодателем выступает государство и отдельные системообразующие предприятия. Ухудшение ситуации произошло в первую очередь в индустриализированных регионах, где снижение производства привело к сокращению занятости. Одновременно в индустриальном секторе наблюдается дефицит «синих воротничков»

За прошлый год сократился и спрос на новых работников — он стал меньше на 17,6%, и число соискателей — на 32,3%.

Сложилась ситуация, когда поиск каждого нового сотрудника для специалиста отдела кадров превращается в увлекательное приключение. На конец прошлого года безработица в России находилась на отметке 3,8% — это рекордно низкий уровень. А в столицах и городах-миллионниках безработицы сейчас вообще практически нет, уверен президент рекрутингового сервиса SuperJob Алексей Захаров.«Оптимальной для развития экономики считается безработица на уровне 5%, причем среди этих безработных всегда будет как минимум половина тех, кто работать не хочет в принципе: они будут жить за счет друзей или родителей, сдавать бабушкины квартиры или просто украдут кусок кабеля и продадут, — объясняет он. — Другая же половина, то есть 2,5% от всего трудоспособного населения, будет находиться в активном поиске работы, тем самым обеспечивая работодателю выбор при подборе персонала».

В таком случае до «естественного предела» сокращения безработицы у нас осталось чуть больше 1%, дальше экономика начнет пробуксовывать из-за недостатка рабочих рук. Пока что дефицит возникает лишь в отдельных отраслях и специальностях.

Отраслевая специфика

«С наибольшим кадровым голодом столкнулись компании цифрового сектора экономики, — отмечает гендиректор агентства по консалтингу в промышленности «Луптаков и партнеры», член Ассоциации менеджеров Михаил Луптаков. — Были запущены программы поддержки IT-специалистов — государственные и корпоративные — и кадров стало больше, многие перешли в эту отрасль».

Сейчас дефицит кадров ощущается в промышленном секторе, в первую очередь на предприятиях машиностроения и химической потребности, продолжает Луптаков. Нужны высококвалифицированные инженеры и рабочие. Кроме того, импортозамещение потребовало от компаний проведения разработок, что создало повышенный спрос на ученых и исследователей.

«Масштабного дефицита на специалистов строительных специальностей, какой был два года назад, сейчас нет, — заверила генеральный директор группы компаний «РГ-Девелопмент», члена общественного совета при Минстрое России Татьяна Тихонова. — По данным кадрового центра Минстроя России, осуществляющего мониторинг ситуации в регионах, сегодня потребность по стране составляет порядка 200 тыс. человек. Глобальной проблемы нет, дефицит решается локально».Еще одна отрасль, в которой занят каждый десятый россиянин, — торговля пока справляется, отмечает председатель президиума Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ) Игорь Караваев.

«Рынок труда в сфере ритейла сейчас в большей степени рынок соискателя, чем работодателя, — пояснил он. — На данный момент острого и массового запроса на найм нет, однако растет спрос на линейный персонал — продавцов, кассиров, работников складов, водителей, а также специалистов собственного производства — поваров, кондитеров, пекарей. В крупных торговых сетях востребованы и IT-специалисты».

Основной источник пополнения рядов за прилавками, по словам главы АКОРТ, — работа по развитию и росту собственных сотрудников, помогает и использование современных технологий управления персоналом. Они обеспечивают торговые сети кадровым резервом. А вот повышать зарплаты ради привлечения дополнительных соискателей торговые компании не торопятся — только в рамках плановой ежегодной работы.

Американский пряник для азиатских политиков выглядит сомнительно из-за того, что США не готовы вкладывать в поддержку стран региона большие суммы денег, обратил внимание aif.ru проректор по международным связям Государственного академического университета гуманитарных наук Вячеслав Сутырин. «Если бы Штаты могли заставить страны Азии отказаться от нейтралитета и официально присоединиться к санкциям, Вашингтон уже бы этого добился. Вот Блинкен объявил об увеличении финансирования Инициативы экономической устойчивости для Центральной Азии в два раза — с 25 миллионов долларов до 50 миллионов. Это смешные цифры, которые ничего не изменят», — уверен эксперт.

Вячеслав Сутырин напомнил, что экономики дружественных России стран региона показали рост в 2022 году благодаря тому, что сохранили сотрудничество с Россией. «США и ЕС всячески нагнетали, пытались запугать страны Центральной Азии вторичными санкциями, но на деле ничего страшного не произошло. Да, Казахстан, например, старается показать, что не будет помогать России обходить американские санкции, так как боится гнева Вашингтона, но при этом понимает красные линии, и не будет публично осуждать Россию. К слову, где-то санкции даже принесли бонусы Казахстану, например, они вызвали рост цен на сырье и металлы. В целом, для стран Центральной Азии польза от нормальных отношений с Россией значительно перевешивает и кнут, и пряник, которые может посулить Блинкен. Поэтому они продолжат строить отношения с Москвой ради собственного развития», — заключил он.

Мобилизация и митинг-концерт 18 марта 2023 года. О чем скажет президент Путин в День воссоединения Крыма с Россией?

Найти хорошую работу в 2023 году: даже не пытайтесь, исключений мало

Если у вас сейчас есть острое желание уволиться с работы, внимательно прочитайте эту статью.

Издание РБК провело анализ рынка труда и сделало прогноз на 2023 год. Общий вывод: держитесь за работу, что бы ни случилось.

Да, сейчас пробил «час работодателя»: он может делать с вами буквально всё, что захочет. Примите это как временную данность: ничто не вечно, отыграться сможете потом. Кстати, заодно и человеческие лица своих боссов узнаете получше.

Рынкотрясение

Наш несчастный многострадальный рынок труда «колбасит» уже третий год.

В 2020 году пандемия катком прошлась по сфере услуг. В подмосковном городе, где живёт автор, на трёх квадратных километрах закрылось 7 точек общепита – 2 перешли в более низкий ценовой уровень (пиццерии), 5 перепрофилировались полностью.

Попытки возрождения 2021 года неоднократно прерывались разнообразными ограничениями, связанными, опять же, с никак не желавшей уходить инфекцией. Только стройки продолжали исправно работать, засасывая в Россию всё новых и новых мигрантов.

А в 2022 году грянула спецоперация с последующей частичной мобилизацией, что вызвало два оттока специалистов. Часть отправились в тренировочные лагеря и районы боевых действий, часть – за границу с крайне неясными перспективами возвращения.

И, если социальный статус первых крайне разнообразен, то вторые – это главным образом сильные специалисты и менеджмент приличного уровня. Кто-то смог договориться о продолжении работы удалённо, но вообще-то идеологически такое не приветствуется – и «охота на работающих эмигрантов», скорее всего, скоро будет объявлена официально.

Работники беднеют, хозяева в шоколаде

Если в 2009 году доля оплаты труда наёмных работников в ВВП составляла 52,6%, а валовых доходов экономики – 30,8%, то за 12 лет стабильности картина разительно поменялась: 41,3% против 48,2%. Это означает, что работодатели смогли существенно сократить средние расходы на персонал в общей структуре финансовой деятельности предприятия. Проще говоря, бизнес больше зарабатывает и меньше платит. Если раньше на зарплату уходило 63,5% чистой прибыли, оставшейся после уплаты налогов, то теперь только 46,1%.

В целом для экономики это считается выгодным: Запад проигрывает в промышленной войне именно из-за очень высоких зарплат. Но у России, как всегда, собственный путь: избыточная прибыль до 2022 года не инвестировалась, а всеми правдами и неправдами выводилась за границу.

Как следствие – постоянное с 2014 года падение реальных располагаемых доходов населения. Подавляющую часть которого у нас составляют наёмные работники и их иждивенцы.

И экономический кризис, вызванный никем не предсказанным почти полным разрывом связей с Западом, лишь усилит эту тенденцию.

Эксперты единодушны: «в 2023 году работодатели будут сокращать фонд оплаты труда за счет увольнения малопроизводительных сотрудников и перевода персонала на другие формы отношений, включая аренду, фриланс и самозанятость».

Сократится и экономика – на 2,9% в текущем и 0,8% в следующем году, и это только в рублёвом исчислении. И хотя безработица до сих пор, вопреки апокалиптическим прогнозам, находится на крайне низком уровне, рассчитывать на быстрое новое трудоустройство мы бы не советовали.

Бронь для работяг, батальоны из экспертов

Есть, однако, и пустующая ниша: из-за перевода экономики на оборонные рельсы, колоссального увеличения госзаказа в этой области конкуренция за инженеров и квалифицированных рабочих обещает расти. Дело в том, что из-за разрушения системы профессионального образования их в последние десятилетия почти не производили, а трудолюбивые иностранные специалисты редко дотягивают даже до уровня второкурсника ПТУ.

В машиностроении и обрабатывающей промышленности востребованы главным образом традиционно мужские профессии, а ведь именно число мужчин трудоспособного возраста резко сократилось на рынке труда в 2022 году. Число свободных станочников широкого профиля, токарей, инженеров исчезающе мало – и молодым людям, размышляющим о будущей профессии, крайне рекомендуется идти сейчас в соответствующие колледжи.

В hh.ru подтверждают, что уровень конкуренции в этих профессиях не дотягивает даже до одного резюме на вакансию, тогда как работодатели, зачем-то ищущие журналистов, получают сотни откликов почти на каждое предложение. Если случится вторая волна мобилизации, придётся давать бронь буквально всем, чья работа связана с физическим трудом: в результате мы рискуем увидеть на передовой роты блогеров в батальонах экономических экспертов. Способны ли они на что-то, кроме как закидать противника апокалиптическими прогнозами, – вопрос дискуссионный.

Минстрой твердит о нехватке 3-5 миллионов специалистов строительных специальностей, но необходимость вообще строить сейчас такое количество жилья выглядит сомнительной. Особенно учитывая уровень преступности среди мигрантов и нежелание «новых россиян» вступать в ряды Вооружённых Сил.

Также мы видим острый дефицит медицинского персонала – люди увольняются быстрее, чем Минздрав с Минфином успевают сокращать число рабочих мест. Не хватает и социальных работников, но туда мало кто идёт просто из-за нищенской зарплаты. Поэтому здесь всё чаще используется импортная рабочая сила – матери жёны и дочери строителей. И качество этой рабсилы, к сожалению, оставляет желать лучшего.

Трудовая книжка? Не слышали

Доля частного, особенно малого бизнеса в России продолжит сокращаться. Если сейчас многие уехавшие мелкие бизнесмены ещё не закрыли свои юрлица, то постепенно они постараются вывести остатки капитала либо продать бизнес. Но очереди из желающих – не больше, чем на жильё уехавших, массово выставленное на рынок. То есть нет очереди.

Оставшиеся работодатели будут изворачиваться, как только могут.

Главный путь сокращения затрат на персонал – сокращение работников, чьи обязанности можно распределить между их коллегами. Наверное, каждый из нас знает людей, потеря которых, скажем мягко, не будет критической для организации. И очень важно самому не оказаться таким «лишним человеком».

Получит распространение такая редкая форма взаимодействия, как аренда персонала: предприятия, работающие в одной отрасли, связанной с проектами, заказами (например, строительство или оборонное производство), вполне способны договариваться о временном переводе сотрудников туда, где в данный момент нагрузка больше.

Безусловно, вырастет число срочных трудовых договоров, проектных работ, где по истечении заранее оговорённого срока отношения предприятия и работника заканчиваются.

При прочих равных предпочтение однозначно будет отдаваться индивидуальным предпринимателям и самозанятым, которые сами несут налоговую нагрузку. Это, кстати, приведёт к сокращению сборов в бюджеты и бюджетные фонды, на что власть может ответить усилением фискального контроля.

* * *

Держитесь за свою работу. Трудно это, порой и неприятно, но другой у вас может очень долго не найтись.

Станьте первым комментатором

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.