Нажмите "Enter" для пропуска содержимого

Судопроизводство в отношении добровольцев, мобилизованных, устроившихся по контракту в зону СВО прекращается? Разъяснения, отзывы и комментарии

Судопроизводство в отношении добровольцев, мобилизованных, устроившихся по контракту в зону СВО прекращается? Разъяснения, отзывы и комментарии

В ГД внесли проект о приостановке судопроизводств в отношении добровольцев

ЕР внесла в Госдуму законопроект о приостановке судопроизводств в отношении добровольцев

 «Единая Россия» внесла в Госдуму законопроект о приостановке судебных и исполнительных производств в отношении добровольцев и мобилизованных, заявил секретарь Генсовета партии Андрей Турчак.
«Судебные и исполнительные производства в отношении мобилизованных граждан должны быть приостановлены сразу, как только они были призваны по повестке или записались на фронт добровольцами. Соответствующий законопроект «Единая Россия» внесла в Госдуму», — написал Турчак в своем Telegram-канале.
Он отметил, что действующее законодательство не защищает процессуальные права мобилизованных и добровольцев до момента, пока они не окажутся в зоне боевых действий.
«При этом между призывом и попаданием на фронт может пройти много времени. В этот период судебные процессы не прекращаются, хотя человек уже не может с полигона или из воинской части полноценно вести дела в суде», — добавил секретарь Генсовета «Единой России».
Он также уточнил, что в гражданском, административном и арбитражном кодексах содержится разная трактовка, когда судебное производство должно быть остановлено.
«Наша инициатива формирует единый подход к обеспечению процессуальных прав для мобилизованных и добровольцев, служащих Минобороны, Росгвардии, полиции, ФСБ, МЧС, прокуратуры, Следственного комитета РФ и иных органов.
Исключение сделано лишь для таких социально значимых вопросов, как выплата алиментов и возмещение вреда в связи со смертью кормильца.
Эти исполнительные производства не будут приостанавливаться даже после принятия новых поправок», — заключил Турчак.

Что такое приостановка судопроизводства?

Приостановление производства по делу-это постановление суда в гражданском и уголовном судопроизводстве, которое приостанавливает дальнейший судебный процесс в судебном или ином судебном разбирательстве. Впоследствии суд может отменить мораторий и возобновить производство на основании событий, происходящих после вынесения постановления о приостановлении.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О внесении изменений в отдельные законодательные акты
Российской Федерации
Статья 1
Пункт 2 части 1 статьи 143 Арбитражного процессуального кодекса
Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002,
№ 30, ст. 3012; 2013, № 17, ст. 2028; 2022, № 19, ст. 5304) изложить в следующей
редакции:
«2) участия гражданина-ответчика в боевых действиях в составе
Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований
и органов, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации,
в проведении контртеррористической операции, призыва гражданина-ответчика на
военную службу по мобилизации, заключения гражданином-ответчикомконтракта о добровольном содействии в выполнении задач, возложенных на
Вооруженные Силы Российской Федерации, выполнения гражданиномответчиком задач в условиях чрезвычайного или военного положения,
вооруженного конфликта или ходатайства гражданина-истца, находящегося в
таких же условиях;».
Статья 2
Абзац четвертый статьи 215 Гражданского процессуального кодекса
Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002,
№ 46, ст. 4532; 2013, № 17, ст. 2028; 2014, № 19, ст. 2331; 2015, № 10, ст. 1393; 2018,
№ 49, ст. 7523; 2019, № 49, ст. 6965) изложить в следующей редакции:
«участия ответчика в боевых действиях в составе Вооруженных Сил
Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов,
созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации, в
проведении контртеррористической операции, призыва ответчика на военную
службу по мобилизации, заключения ответчиком контракта о добровольном
содействии в выполнении задач, возложенных на Вооруженные Силы Российской
Федерации, выполнения ответчиком задач в условиях чрезвычайного или военного
положения, вооруженного конфликта или ходатайства истца, находящегося в таких
же условиях;».
Статья 3
Внести в статью 40 Федерального закона от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ
«Об исполнительном производстве» (Собрание законодательства Российской
Федерации, 2007, № 41, ст. 4849; 2011, № 29, ст. 4287; 2015, № 10, ст. 1427; № 27,
ст. 3945; 2016, № 1, ст. 13, 45; 2020, № 24, ст. 3740; № 31, ст. 5048; № 52, ст. 8588)
следующие изменения:
1) пункт 3 части 1 изложить в следующей редакции:
«3) участия должника-гражданина, в том числе индивидуального
предпринимателя, в боевых действиях в составе Вооруженных Сил Российской
Федерации, других войск, воинских формирований и органов, созданных в
соответствии с законодательством Российской Федерации, в проведении
контртеррористической операции, призыва должника-гражданина, в том числе
индивидуального предпринимателя, на военную службу по мобилизации,
заключения должником-гражданином, в том числе индивидуальным
предпринимателем, контракта о добровольном содействии в выполнении задач,
возложенных на Вооруженные Силы Российской Федерации, выполнения
должником-гражданином, в том числе индивидуальным предпринимателем, задач
в условиях чрезвычайного или военного положения, вооруженного конфликта либо
просьбы взыскателя, находящегося в таких же условиях;»;
2) дополнить частью 1
1 следующего содержания:
«^.Основание приостановления исполнительного производства,
предусмотренное пунктом 3 части 1 настоящей статьи, не распространяется на
требования по алиментным обязательствам в отношении несовершеннолетних
детей, а также по обязательствам о возмещении вреда в связи со смертью
кормильца.».
Статья 4
Пункт 3 части 1 статьи 190 Кодекса административного судопроизводства
Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2015,
№ 10, ст. 1391; 2019, № 30, ст. 4099; 2020, № 50, ст. 8071) изложить в следующей
редакции:
«3) участия административного ответчика в боевых действиях в составе
Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований
и органов, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации,
в проведении контртеррористической операции, призыва административного
ответчика на военную службу по мобилизации, заключения административным
ответчиком контракта о добровольном содействии в выполнении задач,
возложенных на Вооруженные Силы Российской Федерации, выполнения
административным ответчиком задач в условиях чрезвычайного или военного
положения, вооруженного конфликта либо ходатайства административного истца,
находящегося в таких же условиях (до прекращения участия в этих
мероприятиях);».
Статья 5
Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального
опубликования.
Президент
Российской ФедерацииПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к проекту федерального закона «О внесении изменений
в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

Настоящий законопроект предусматривает внесение изменений
в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации (далее — АПК),
Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации (далее — ГПК),
Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации (далее —
КАС) и Федеральный закон от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об
исполнительном производстве» (далее — ФЗ об ИП).
Цели законопроекта — актуализация и приведение к единообразию перечня
оснований для приостановления судами производства по делам в рамках
гражданского, арбитражного, административного судопроизводства, а также
приостановления исполнительного производства судебными приставами и сполнителями в случаях, когда стороны принимают участие в боевых действиях,
в проведении контртеррористической операции, в условиях военного или
чрезвычайного положения, вооруженного конфликта, решают иные подобные
задачи, направленные на защиту Родины и обеспечение правопорядка.
В настоящее время АПК, ГПК, КАС и ФЗ об ИП по-разному регулируют
данные вопросы.
Например, в силу ст. 143 АПК арбитражный суд обязан приостановить
производство по делу в случае пребывания ответчика в действующей части
Вооруженных Сил РФ.
При этом ст. 190 КАС обязывает суд приостановить производство
по административному делу в случае участия административного ответчика в
проведении контртеррористической операции или выполнения им задач в
условиях чрезвычайного или военного положения, вооруженного конфликта.
Согласно ст. 215 ГПК суд обязан приостановить производство по делу
в случае участия ответчика в боевых действиях, выполнения задач в условиях
чрезвычайного или военного положения, а также в условиях военных конфликтов.
На основании ст. 40 ФЗ об ИП исполнительное производство подлежит
приостановлению судебным приставом-исполнителем полностью или частично
в случаях участия должника в боевых действиях в составе Вооруженных Сил РФ,
других войск, воинских формирований и органов, созданных в соответствии
с законодательством РФ, выполнения должником задач в условиях чрезвычайного
или военного положения, вооруженного конфликта.
Нахождение истца (взыскателя) в аналогичных условиях обязывает суд
(судебного пристава-исполнителя) приостановить производство, если данный
гражданин об этом заявляет.
Однако явных оснований для таких различных подходов к
приостановлению указанных видов процесса не усматривается.
Кроме того, отдельные действующие формулировки порождают правовую
неопределенность. Например, «пребывание ответчика в действующей части
Вооруженных Сил РФ» по АПК или «участие в боевых действиях» по ГПК,
в сравнении с конкретизированной формулировкой ФЗ об ИП — «участие в боевых
действиях в составе Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских
формирований и органов, созданных в соответствии с законодательством РФ»,
которая учитывает положения Федерального закона от 31 мая 1996 года № 61-ФЗ
«Об обороне» о структуре органов, выполняющих задачи в области обороны.
Поскольку данные нормы ГПК, АПК, КАС, ФЗ об ИП до настоящего
времени массово не применялись, они не повлекли серьезных затруднений в
правоприменительной практике. Сформировалась лишь незначительная судебная
практика военных судов. Однако в связи с проведением специальной военной
операции правовое регулирование данных положений потребовало актуализации
для действующих сотрудников силовых и правоохранительных структур.
Кроме того, действующее нормы не защищают процессуальные права
мобилизованных и добровольцев до момента начала боевых действий, например,
во время распределения, подготовки, обучения и боевого слаживания. Это
представляется несправедливым. Производства по делам с участием данных
категорий граждан также должны приостанавливаться.
С учетом вышеизложенного настоящим проектом предлагается закрепить
в АПК, ГПК, КАС и ФЗ об ИП единый перечень оснований для приостановления
судопроизводства и исполнительного производства, включив в их число случаи:
участия в боевых действиях в составе Вооруженных Сил РФ, других войск,
воинских формирований и органов, созданных в соответствии
с законодательством РФ;
участия в проведении контртеррористической операции;
выполнения задач в условиях чрезвычайного или военного положения,
вооруженного конфликта;
призыва на военную службу по мобилизации;
заключения контракта о добровольном содействии в выполнении задач,
возложенных на Вооруженные Силы РФ.
Мера обеспечит единый подход к обеспечению процессуальных прав
не только сотрудников Минобороны, но и сотрудников Росгвардии, полиции,
ФСБ, МЧС, прокуратуры и Следственного комитета РФ, иных уполномоченных
федеральных государственных органов, а также мобилизованных и добровольцев.
При этом перечисленные случаи не должны служить основанием для
приостановления исполнительных производств по алиментным обязательствам
в отношении несовершеннолетних детей, а также по исполнению обязательств
о возмещении вреда в связи со смертью кормильца, с учетом социальной
значимости этих видов платежей.
Такой подход коррелирует с положениями Федерального закона
от 14 июля 2022 года № 315-Ф3 «О внесении изменений в отдельные
законодательные акты Российской Федерации», которым «боевые» выплаты
военнослужащим, а также сотрудникам Росгвардии и органов внутренних дел РФ
были защищены от взысканий в рамках исполнительного производства, кроме
взыскания алиментов на несовершеннолетних детей и возмещения вреда в связи
со смертью кормильца.

Окончание производства по делу без вынесения решения

В отдельных, прямо указанных в законе случаях, разбирательство любого гражданского дела в суде первой инстанции может окончиться и без вынесения решения.

Формы окончания производства по делу без вынесения решения по существу спора:

    • прекращение производства по делу;
    • оставление заявления без рассмотрения.

Эти формы различаются как по характеру оснований, так и по правовым последствиям их применения:

  • прекращение произ­водства по делу — при отсутствии у истца или заявителя права на судебную защиту; исключает возможность вторичного воз­буждения в суде аналогичного дела;
  • оставление заявления без рассмотрения — когда истец или заявитель имеет право на судебную защиту, но не были соблюдены условия его реализации; истец или заявитель не лишается права вновь возбудить в суде тождественное дело после устранения оснований совершения судом указанного процессу­ального действия.

Прекращение производства по делу

Прекращение производства по делу — это окончание деятель­ности суда по рассмотрению дела ввиду отсутствия у истца права на обращение в суд или устранения спора после возбуждения гражданского дела, которое препятствует вторичному обращению в суд с тождественным иском.

Согласно ст. 220 ГПК РФ основаниями прекращения производства по делу являются:

    1. дело не подлежит рассмотрению и разрешению в суде в порядке гражданского судопроизводства по основаниям, предусмотренным пунктом 1 части первой статьи 134 Кодекса;
    2. имеется вступившее в законную силу и принятое по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям решение суда или определение суда о прекращении производства по делу в связи с принятием отказа истца от иска или утверждением мирового соглашения сторон;
    3. истец отказался от иска и отказ принят судом;
    4. стороны заключили мировое соглашение и оно утверждено судом;
    5. имеется ставшее обязательным для сторон, принятое по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям решение третейского суда, за исключением случаев, если суд отказал в выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда;
    6. после смерти гражданина, являвшегося одной из сторон по делу, спорное правоотношение не допускает правопреемство или ликвидация организации, являвшейся одной из сторон по делу, завершена.

По законодательству производство по делу может быть прекращено как в стадии судебного разбирательства, так и при подготовке дела к судебному разбирательству (ст. 143 ГПК РФ).

Производство по делу прекращается определением суда, в кото­ром указывается, что повторное обращение в суд по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям не допускается.

Все указанные в законе основания прекращения производ­ства по делу можно разделить на три группы:

    1. обстоятельства, свидетельствующие об отсутствии у истца или заявителя права на обращение в суд за судебной защитой (п. 1, 2, 5 ст. 220 ГПК РФ);
    2. распорядительные действия сторон в уже начатом процессе (п. 3, 4 ст. 220 ГПК РФ);
    3. события, влекущие за собой невозможность продолжения процесса по независящим от суда и участвующих в деле лиц причинам.

Прекращение производства по делу влечет важные процессу­альные последствия: вторичное обращение в суд по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям не допускается (ст. 221 ГПК РФ).

Оставление заявления без рассмотрения

Оставление заявления без рассмотрения — это окончание дея­тельности суда по разбирательству дела без вынесения решения, которое не препятствует истцу или заявителю вторично обратиться в суд с тождественным заявлением.

Статья 222 ГПК РФ устанавливает основания для оставления заявления без рассмотрения:

    1. истцом не соблюден установленный федеральным законом для данной категории дел или предусмотренный договором сторон досудебный порядок урегулирования спора;
    2. заявление подано недееспособным лицом, за исключением заявления этого лица о признании его дееспособным, ходатайства о восстановлении пропущенных процессуальных сроков по делу о признании этого лица недееспособным;
    3. заявление подписано или подано лицом, не имеющим полномочий на его подписание или предъявление иска;
    4. в производстве этого или другого суда, арбитражного суда имеется возбужденное ранее дело по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям;
    5. имеется соглашение сторон о передаче данного спора на рассмотрение и разрешение третейского суда и от ответчика до начала рассмотрения дела по существу поступило возражение относительно рассмотрения и разрешения спора в суде;
    6. стороны, не просившие о разбирательстве дела в их отсутствие, не явились в суд по вторичному вызову;
    7. истец, не просивший о разбирательстве дела в его отсутствие, не явился в суд по вторичному вызову, а ответчик не требует рассмотрения дела по существу.

Порядок и последствия оставления заявления без рассмотрения регламентируются ст. 223 ГПК РФ.

Производство по делу в случае оставления заявления без рассмотрения заканчивается определением суда. В этом определении суд обязан указать, как устранить указанные в статье 222 настоящего Кодекса обстоятельства, препятствующие рассмотрению дела.

После устранения обстоятельств, послуживших основанием для оставления заявления без рассмотрения, заинтересованное лицо вправе вновь обратиться в суд с заявлением в общем порядке.

Суд по ходатайству истца или ответчика отменяет свое определение об оставлении заявления без рассмотрения по основаниям, указанным в абз. 7 и 8 ст. 222 Кодекса, если истец или ответчик представит доказательства, подтверждающие уважительность причин неявки в судебное заседание и невозможности сообщения о них суду. На определение суда об отказе в удовлетворении такого ходатайства может быть подана частная жалоба.

Возможность обращения в суд первой инстанции с ходатайством об отмене определения об оставлении заявления без рассмотрения каким-либо процессуальным сроком не ограничена (п. 18 Постановления от 26 июня 2008 г. № 13). На определение суда об отказе в удовлетворении такого ходатайства может быть подана частная жалоба.

Основания оставления заявления без рассмотрения условно можно разделить на три группы:

1) обстоятельства, свидетельствующие о несоблюдении истцом установленного законом порядка предъявления иска
2) случаи неявки без уважительных причин истца или сторон по вторичному вызову в суд
3) обстоятельства, которые свидетельствуют об объективной невозможности рассмотреть заявление в данном процессе в силу прямого запрещения закона

Станьте первым комментатором

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.