Нажмите "Enter" для пропуска содержимого

Как конкретно и какие нарушения фиксируют камеры дорожного наблюдения от пересечения сплошной разметки и проезда на красный свет до непристегнутого ремня и разговоров по мобильнику

Как конкретно и какие нарушения фиксируют камеры дорожного наблюдения от пересечения сплошной разметки и проезда на красный свет до непристегнутого ремня и разговоров по мобильнику

Известно, что современные дорожные камеры умеют фиксировать множество различных нарушений: от пересечения сплошной разметки и проезда на красный свет до непристегнутого ремня и разговоров по мобильнику. А некоторые комплексы, распознающие до 10−15 нарушений за раз, и вовсе способны «осчастливить» водителя целой пачкой штрафов.

Эксперты компании, отвечающей за установку и обслуживание комплексов фотовидеофиксации в Подмосковье, рассказали как работают такие «камеры-многостаночники». А еще — почему в одном месте может висеть сразу несколько дорожных камер и как отличить настоящие от муляжей.

Как фиксируются несколько нарушений

Бывают ситуации, когда водитель в один момент пренебрег сразу несколькими правилами дорожного движения.

Например, проехал на красный сигнал светофора, будучи непристегнутым и при этом разговаривал по телефону. Используемые сейчас комплексы фотовидеофиксации могут запечатлеть сразу все эти нарушения. Водителю в итоге придут постановления о штрафе за каждое из них по отдельности.

При том, что их зафиксировал один и тот же комплекс и на снимках один и тот же автомобиль, каждый состав нарушения будет рассматриваться отдельно. И даже разными инспекторами ГИБДД.

Чтобы свести к минимуму ошибки при вынесении постановлений о штрафах, за каждым инспектором закрепляется определенный состав нарушений ПДД, с которым он работает в течении дня. Ротация бывает, но это происходит редко — не в один в день. Такой подход позволяет «набить глаз».

Как камеры распознают нарушения ПДД

Есть ли в действиях водителя состав нарушения на первом этапе работы комплекса определяют нейросети, чьи алгоритмы постоянно совершенствуются, а сами они обучаются на тысячах примеров, чтобы исключить ошибку при распознавании различных действий.

И лишь потом снимки с претендующими на штраф водителями попадают к инспектору ГИБДД для принятия окончательного решения и вынесения постановления о штрафе. Так, например, фиксируется непристегнутый ремень безопасности и за него потом приходит «письмо счастья».

Впрочем, при рассмотрении состава нарушения ПДД для водителей существуют и некоторые послабления. Бывают же на дороге ситуации, когда для безопасного движения приходится пересекать дорожную разметку чтобы объехать большую яму или другое препятствие.

Поэтому комплексы фотовидеофиксации считают нарушением момент пересечения сплошной линии номерным знаком автомобиля, а не заезд на нее колесом, как думают многие водители. Кстати, усовершенствование алгоритмов распознавания и внедрение новых решений с каждым годом позволяет фиксировать больше видов нарушений ПДД.

Контроль такси
Контроль такси

А еще в 2021 году на основе существующей системы фотовидеофиксации нарушений в Подмосковье были запущены дополнительные сервисы. В частности, платформа «Такси-контроль» для мониторинга соответствия такси стандартам цветографической схемы.

Информация о машинах с неправильной оклейкой передается в Минтранс для проведения проверок и выдачи предписаний таксопаркам к устранению нарушений.

Также с прошлого года в Московской области комплексы фиксации нарушений помогают контролировать оборот отходов строительства.

Нейросети определяют мусоровозы на дорогах по их контурам, а также распознают номера на въезде и выезде с комплексов по переработке строительных отходов.

Мусоровоз

Почему в одном месте могут стоять несколько камер

Иногда на участках дорог можно встретить по несколько камер и этому есть объяснение.

Во-первых, большинство комплексов технически могут контролировать в среднем 2−3 полосы. А значит, на многополосных магистралях возникает необходимость в установке нескольких таких камер, чтобы охватить всю ширину дороги.

Во-вторых, монтаж камер по соседству порой требуется для контроля движения в разных направлениях. Даже если все они смотрят в одну сторону.

Впрочем, попав под прицел такой россыпи камер фиксации нарушений, не стоит бояться получения одного и того же штрафа с каждой из них.

В большинстве таких комплексов на программном уровне настроена так называемая дедупликация нарушений.

То есть постановление технически не может быть выписано дважды за одно и то же нарушение. Если же в системе произошел сбой и водитель все же получил сразу два штрафа с расстояния меньше 1 км, то их можно обжаловать.

Камера фиксации нарушений ПДД

Как распознать муляж камеры?

На самом деле никак, поскольку визуально муляж комплекса фиксации нарушений выглядит в точности также как и действующий.

Это делается специально, чтобы водители, видя дорожные камеры, продолжали соблюдать ПДД. А монтируют муляжи вместо действующих комплексов согласно принятой методике: если в месте установки комплекса достигнуто снижение аварийности и ее очаг устранен, то дорожные камеры заменяют на имитацию.

Кстати, косвенным подтверждением того, что на участке дороги установлен муляж вместо действующей камеры, вполне может быть тот факт, что ее долгое время никто не обслуживает. Радарные комплексы фотовидеофиксации должны проходить поверку каждые 2 года.

А безрадарные требуют поверки каждый раз, когда их перевешивают или происходит сдвиг комплекса в результате внешнего воздействия. К примеру, из-за вибраций от транспорта, проблем с опорой или от порывов сильного ветра.

Почему передвижных комплексов становится меньше

Число камер фиксации нарушений ПДД в России растет с каждым годом, поскольку их принято считать эффективной мерой по снижению уровня аварийности на дорогах. При этом в последние время отмечается активное сокращение количества передвижных комплексов: в 2021-м их стало на 8,8% меньше, чем за год до этого.

Главная причина — развитие технологий фотовидеофиксации. Используемые в качестве передвижных радарные комплексы уступают оптическим из-за способности фиксировать ограниченное количество нарушений.

Кстати от такого нестационарного комплекса, как «тренога», в Московской области отказались еще в начале 2020 года.

Вместо них применяются системы, смонтированные на базе автомобилей с единой яркой цветографической схемой, хорошо видимой издалека. Они могут получать данные как со встроенной, так и с выносной камеры. Каждый подвижный комплекс оснащен системами определения координат, чтобы сверять его фактическое местоположение с предписанным.

Если их координаты не совпадают, зафиксированные нарушения автоматически отбраковываются.

12 нарушений, которые научились распознавать камеры ГИБДД

Чаще всего автомобилистов штрафуют за превышение скорости, проезд на красный сигнал светофора и нарушение требований знака или разметки. Но камеры умеют фиксировать намного больше нарушений, и их постоянно обучают новым. Собрали нарушения, за которые теперь тоже приходят штрафы.

Выехать за стоп-линию

Остановиться на красный сигнал светофора недостаточно. Важно не нарушить дорожную разметку и не выехать за стоп-линию

Что за это будет: штраф 800 Р по ч. 2 ст. 12.12 КоАП

Двигаться по обочине

«Обочечники» вклиниваются в поток, создают еще большие пробки, аварийные ситуации и просто пылят

Что за это будет: штраф 1500 Р по ч. 1 ст. 12.15 КоАП

Выехать на перекресток при заторе

Такая машина перекрывает проезд в поперечном направлении. Камерам проще фиксировать нарушение, когда на перекрестке нанесена специальная «вафельная» разметка 1.26 ПДД

Что за это будет: штраф 1000 Р по ч. 1 ст. 12.13 КоАП

Проехать перед пешеходом на переходе

Камеры умеют одновременно следить за автомобилем и пешеходом. Если их траектории движения пересекаются и пешеход останавливается, водителя штрафуют

Что за это будет: штраф 1500—2500 Р по ст. 12.18 КоАП

Проехать по полосе для общественного транспорта

Такую полосу выделяют разметкой с буквой «А» и знаком 5.14 ПДД. По ней могут ездить только маршрутки, такси и городские автобусы

Что за это будет: штраф 3000 Р в Москве и Санкт-Петербурге и 1500 Р в остальных городах по ч. 1.1—1.2 ст. 12.17 КоАП

Выключить ближний свет фар или ходовые огни

Почти во всех современных автомобилях дневные ходовые огни загораются автоматически. Но если водитель отключит автоматический режим и забудет включить свет вручную, камеры зафиксируют нарушение

Что за это будет: штраф 500 Р по ст. 12.20 КоАП

Нарушить проезд железнодорожных путей

Если загорается красный сигнал, закрывается шлагбаум или дежурный по переезду запрещает проезд, необходимо остановиться. Даже если кажется, что поезд еще далеко

Что за это будет: штраф 5000 Р по ч. 1 ст. 12.10 КоАП

Пользоваться телефоном за рулем

Нельзя пользоваться смартфоном за рулем. Закрепите его на держателе, если пользуетесь навигатором. Когда звонят, отвечайте по громкой связи. Штраф выпишут, если телефон отчетливо видно на фото с камеры

Что за это будет: штраф 1500 Р по ст. 12.36.1 КоАП

Ездить с непристегнутым ремнем безопасности

Нарушение определяет нейросеть, а дальше фото обрабатывают вручную. К штрафу прикладывают фото, а спорные фотографии отбраковывают

Что за это будет: штраф 1000 Р по ст. 12.6 КоАП

Объехать пробку по парковке

Нарушители объезжают пробку по парковке, вклиниваются назад в полосу и затрудняют движение потока. Камера фиксирует, что водитель не припарковался, но пересек несколько горизонтальных полос

Что за это будет: штраф 500 Р по ч. 1 ст. 12.16 КоАП

Ездить на шумном автомобиле

Камеры научились выявлять в потоке автомобили без глушителя и с громкой музыкой с помощью шумомеров. Пока технология работает в тестовом режиме только в Москве

Что за это будет: штраф 500 Р по ст. 8.23 КоАП

Ездить по велодорожкам

Приравнивается к движению по пешеходным дорожкам или тротуарам. Камеры в Москве следят за этим в тестовом режиме. Отдельные полосы для велосипедистов сюда не относятся, но ПДД тоже запрещает по ним ездить

Что за это будет: штраф 2000 Р по ч. 2 ст. 12.15 КоАП

Камера на полосу и камера на разметку. О чем предупреждает навигатор

Многие автомобилисты уже не представляют себе перемещения на авто без включенного навигатора.

Камера контроля полосы. Скриншот из приложения Яндекс. Навигатор

Я тоже постоянно им пользуюсь, даже тогда, когда еду по давно известному маршруту. Ведь навигатор информирует о пробках, всевозможных событиях на маршруте типа аварий, дорожных работ и т.п., что помогает заранее спланировать свои действия и сильно облегчает вождение

Ну, а уж если едешь по незнакомому маршруту, без навигатора вообще сложно.

Пожалуй, самый распространенный и часто используемый — навигатор от Яндекса. Во всяком случае, и я сам, и все мои знакомые автомобилисты пользуются именно им.

Уже довольно давно Яндекс Навигатор научился предупреждать не просто о наличии камеры фиксации впереди, а различать их по типу фиксируемых нарушений.

Все слышали: “впереди камера на 60”, “впереди камера на полосу”, “впереди камера на разметку”, впереди камера контроля перекрестка” и т.д.

На днях меня подвозил приятель на своей машине и у нас с ним возник интересный спор. Мы пытались разобраться в том, чем различаются камера на полосу и камера на разметку.

Ехали мы минут 40, и за это время так и не пришли к общему мнению.

Но, этот разговор запал мне в голову и я решил выяснить-таки о чем нас предупреждает навигатор.

Начну с того, что в самом приложении Яндекс.Навигатор, как это ни странно, никаких разъяснений на эту тему найти не удалось. На различных интернет ресурсах соответствующей тематики найти что-то внятное оказалось тоже весьма непросто и я подумал, что, возможно, кому-то тоже интересно что же конкретно означают эти предупреждения.

С камерой на полосу все достаточно просто.

Такие камеры фиксируют нарушения, связанные с движением по тем участкам проезжей части, где оно запрещено.

В первую очередь это, конечно, выделенная полоса для общественного транспорта.

Однако, фиксируются также и движение по обочине, по трамвайным путям, велосипедным дорожкам, по полосе встречного движения.

Движение по обочине. Фото с radikal.ru

Также эти камеры умеют фиксировать перестроения через несколько полос и множественные перестроения из одной полосы в другую. То есть, то, что в ПДД и КоАПП именуется опасным вождением, а в водительской среде — “игрой в шашки”

Множественное нарушение)) Фото с a.d-cd.net

А с относительно недавнего времени камеры еще научились отслеживать тип и категорию транспортного средства. И на основе этого нового “навыка” полетели “письма счастья” водителям грузовиков категории С, оказавшимся на многополосной дороге левее второй полосы и водителям легких грузовиков категории В, перемещающимся по крайнему левому ряду.

С камерой “ на разметку” ситуация до конца не ясна.

Вот что мне удалось выяснить:

Достоверно известно, что такие камеры фиксируют поворот (разворот) с полосы для этого не предназначенной (на мой взгляд, это — одно из самых раздражающих нарушений в городе)

Поворот из полосы, предназначенной для движения прямо. Фото с a.d-cd.net

а также — пересечение сплошной линии разметки в тоннелях, на путепроводах и т.п. местах, где перестроения запрещены.

Пересечение сплошной линии. Фото с a.d-cd.net

Кроме этого, Такие камеры фиксируют пересечение стоп-линии на светофорах.

Пересечение стоп-линии светофора. Фото с a.d-cd.net

А вот выездом на занятый перекресток (желтая “вафельная” разметка) занимаются уже камеры контроля перекрестка.

Выезд на занятый перекресток. Фото с autolex.net

Возможно, “камера на разметку” фиксирует и еще какие-то нарушения, но я информации об этом не нашел. Если у вас есть такая информация — поделитесь, пожалуйста, в комментариях.

Очень странно, повторюсь, что разработчикам навигатора не пришло в голову разъяснить это в самом приложении, в разделе помощи или часто задаваемых вопросов…

В завершение хочу сказать, что практика и информация из заслуживающих доверия источников говорят о том, что “камера на полосу” и “камера на разметку” — совсем не обязательно разные устройства.

Многие современные комплексы фото-видеофиксации способны различать одновременно более полутора десятков различных нарушений, в том числе и все, перечисленные выше. И это — еще не предел!

 

Станьте первым комментатором

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *