Нажмите "Enter" для пропуска содержимого

Почему мы столько денег платим за горячую воду, если из крана идет еле теплая?

Мало кто точно знает, какой температуры должна быть вода, что течёт из крана в наших квартирах, и некоторые недобросовестные коммунальщики стали этим активно пользоваться. Схема проста: вместо горячей воды подают тёплую, и вы в своих смесителях выворачиваете горячий кран до конца, а холодный, наоборот, закрываете. В результате квартирный водосчётчик фиксирует больше кубометров из горячей трубы, и вы платите по коммунальным счетам больше, ведь, согласно тарифам, горячая вода намного дороже холодной. Платить больше, да ещё за некачественную услугу, не хочется никому. И решение данной проблемы существует.

Бизнес на температуре

Москвич Максим заметил, что с середины года плата за пользование горячим водоснабжением выросла более чем на тысячу рублей. Из платёжек очевидно: его семья вдруг стала более активно потреблять горячую воду, на 5−6 кубометров в месяц больше. И вот странность: расход холодной воды за это же время уменьшился примерно на эту же величину. Максим замерил температуру воды, что текла из горячего крана в его квартире, и обнаружил, что она не превышала 40.

Он обратился с вопросами в свою управляющую компанию, но там сразу сказали, что причины недостаточной температуры воды, скорее всего, в некачественной сантехнике или неправильном подключении у соседей. Максим заменил у себя смеситель в ванной, но это градусы к температуре воды не прибавило.

Мужчине пришлось провести настоящее расследование и обойти всех своих соседей по подъезду, выяснив, что и в этих квартирах выше 52 в кране горячей воды не было ни у кого.

А ведь согласно правилам СанПиН температура горячей воды в квартирах должна быть не ниже 60 и не выше 75 и по Правилам предоставления коммунальных услуг горячее водоснабжение должно быть организовано в домах бесперебойно и круглогодично.

Максим прикинул, во сколько ему обходится ежемесячная переплата.

Текущий ежемесячный расход горячей воды 10 м&sub3;; (семья из трёх человек) х 211,67 (тариф для Москвы) = 2116,7 рубля. Ежемесячный расход холодной воды 6 м3×43,57 (тариф для Москвы) = 261,42 рубля. Итого за воду в месяц: 2378,12 рубля.

А раньше его расходы составляли: 4 м&sub3;; (горячая) х 211,67 + 9 м&sub3;; (холодная) х 43,57 = 1238,81 рубля.

То есть разница: 1139,31 рубля.

Мужчина снова обратился в свою управляющую компанию, но уже с письменной жалобой на недостаточную температуру воды. Её сотрудники обращение приняли, но ситуация с температурой воды не нормализовалась. На все последующие обращения следовал ответ-отписка, что по вопросу качества горячего водоснабжения следует обращаться к непосредственному поставщику услуг, то есть в ПАО «МРСК Центра».

В результате москвичу пришлось обращаться в суд. И вот только тогда, когда было назначено предварительное судебное слушание, управляющая компания изменила своё мнение, признав проблему, и в течение недели горячая вода стала надлежащей температуры. Никакой замены труб или иного ремонта не потребовалось, коммунальщики просто стали подавать воду надлежащей температуры.

— Уже несколько месяцев наблюдается устойчивая тенденция к увеличению количества обращений граждан в суды именно по поводу качества услуг, оказываемых управляющими компаниями, — отметил Дмитрий Шагин, адвокат Межрегиональной коллегии адвокатов города Москвы. — И среди жалоб — немало именно на температуру горячей воды. Поэтому возникает подозрение, что такая ситуация создаётся намеренно, чтобы заставить потребителей платить больше.

По мнению адвоката, в ситуации с Максимом управляющая компания «вдруг прозрела» потому, что, согласно части 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса РФ, она несёт полную ответственность за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, даже если эта компания является только оператором этих самых услуг. А в данном случае компания нарушила ещё и статью 4 закона «О защите прав потребителей». То есть очевидно, что если бы суд вынес решение, то оно было бы не в пользу управляющей компании.

Как заставить воду потеплеть

Как показывает практика, в большинстве случаев дело до подачи в суд можно не доводить, а достаточно выполнить несколько шагов и правильно подать претензию в свою управляющую компанию.

Во-первых, если заметили, что из горячего крана регулярно течёт едва тёплая вода, следует подавать заявку в свою управляющую компанию и требовать составления акта по каждому случаю. Акт должен составляться в вашем присутствии с обязательным замером температуры из крана в вашей квартире.

Стоит учесть, что по нормативам отклонения от температурного режима допускаются в ночное время (с 0:00 до 5:00) не более чем на 5, а в дневное время (с 5:00 до 00:00) — не более чем на 3. При этом за каждые три градуса свыше указанных отклонений потребителю горячей воды обязаны снижать плату на 0,1%, а если в кране горячей воды температура ниже 40, то плату за неё управляющая компания должна пересчитать как за холодную воду.

Чаще всего после получения жалобы (если она была направлена в письменном виде) государственные управляющие компании всё же начинают принимать необходимые меры для устранения проблемы. А вот с частными придётся разбираться по-другому. Узнать, какая управляющая компания занимается вашим домом, можно на сайте Государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства, там же можно и составить онлайн-жалобу.

Во-вторых, одновременно с жалобой в управляющую компанию следует подать заявление в государственную жилинспекцию. Эта организация занимается региональным государственным жилищным надзором. И в течение 30 дней она обязана не только дать ответ на обращение, но и проверить все факты, а в случае установления нарушений вынести предписание управляющей компании об их ликвидации и проведении перерасчёта платы за всё время, когда услуга оказывалась некачественно.

Ну, а если эти два шага не сработают, не стесняйтесь обращаться в суд, ведь правда на вашей стороне.

Как не платить за горячую воду, если она чуть теплая?

— Как не платить по тарифу за горячую воду, если из крана с горячей водой течет еле теплая водица? Есть ли счетчик, который учитывает объем потребленной воды в зависимости от ее температуры, и где его можно купить? Отвечает директор департамента комфорта:

Температуру воды можно измерить самостоятельно. Согласно нормативу (СанПиН 2.1.4.2496-09 «Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения. Изменение в СанПиН 2.1.4.1074-01»), температура горячей воды должна быть не ниже 60 °C для закрытой системы теплоснабжения и 50 °C для открытой. Если показатель ниже, нужно зафиксировать факт несоответствия нормативу. Для этого подается заявка-претензия в диспетчерскую службу. Если это временная ситуация, диспетчер сообщает причину и время устранения аварии. В случае, если аварийной ситуации нет, заявитель вправе вызвать специалиста для проведения замеров и фиксации нарушения. Проверка должна быть произведена в срок не более двух часов с момента подачи заявления. Далее по результатам замеров составляется акт в двух экземплярах.

Если результаты проверки доказывают, что температура горячей воды ниже норматива, исполнитель коммунальных услуг делает перерасчет за недопоставку услуги по горячему водоснабжению. При температуре горячей воды ниже 40 °C нагрев воды не оплачивается.


Если результаты проверки показали, что температура соответствует нормативу, но заявитель с этим не согласен, можно провести независимую экспертизу. О дате ее проведения управляющая компания уведомляется письменно, ее итоги также фиксируются в акте.

Что касается счетчиков, то существуют специальные приборы учета (например, ВИС.Т-ТС), которые фиксируют данные об объеме теплоэнергии (полученных гигакалориях), затраченной на подогрев холодной воды для предоставления услуги по горячему водоснабжению. Но использовать данные этих счетчиков в споре с управляющей компанией крайне сложно: расчеты за полученное водоснабжение по закону ведутся в кубических метрах, которые никак не привязаны к количеству передаваемого тепла.

Отвечают представители пресс-службы Группы «Эталон»:

Совсем не платить за горячую воду не получится. Для компенсации средств необходимо зафиксировать факт получения услуг не в полном объеме. Проще говоря, вызвать технического специалиста управляющей организации, который составит акт о несоответствии горячей воды нормативам. Сделать это необходимо минимум два-три раза для того, чтобы доказать, что Ваша проблема — не случайность и не нештатная ситуация, вызванная, например, аварией. При получении нескольких актов необходимо обратиться в управляющую организацию для подачи заявления для дальнейшего перерасчета и восстановления должной температуры воды.

Счетчик с термодатчиком существует, но может возникнуть сложность с регистрацией прибора. Не все управляющие организации принимают электронные водомеры в эксплуатацию, хотя возможность использовать такие устройства предусмотрена законодательством.


Отвечает заместитель генерального директора по клиентскому обслуживанию:

Нормативная температура подачи горячей воды в точку водозабора, например смеситель умывальника, регламентируется сводом «Строительных норм и правил» и должна быть не ниже 60 °C и не выше 75 °C. Управляющая компания обязана отслеживать качество предоставляемых услуг и своевременно реагировать, если коммунальный ресурс не соответствует установленным требованиям.

Вам необходимо обратиться в управляющую компанию, которая обслуживает дом, и оставить заявку в диспетчерской службе. Причин несоответствия температуры норме может быть несколько: поломки на магистрали, плановыми работами и т. д. Если же подача горячей воды нарушена без объективных причин, управляющая компания обязана произвести замеры температуры воды и составить соответствующий акт.

Важный нюанс: перед определением температуры горячей воды в точке водозабора производится слив воды в течение не более трех минут. Если температура не соответствует нормам, оплату за потребление горячей воды можно пересчитать. Корректировка оплаты в меньшую сторону производится на основании заявления собственника в УК и акта о выявленных нарушениях. УК производит перерасчет согласно утвержденному регламенту: если вода имеет температуру ниже 40 °С, оплата рассчитывается по тарифу холодного водоснабжения.

О приборах учета можно сказать следующее: на рынке представлены в том числе и счетчики, обеспечивающие раздельный учет потребления горячей и холодной воды (двухтарифные или тепловые счетчики воды). Использование подобных приборов учета позволяет значительно экономить свои средства и не переплачивать за холодную воду из крана с горячей водой. Если температура опускается ниже 40 °С, датчик подает сигнал и учитывает расход воды, поступающей из горячего крана, как холодной. У собственника же есть возможность мониторинга объема потребляемого ресурса через мобильное приложение.

Отвечает генеральный директор управляющей компании:

В соответствии с СанПиН 2.1.4.2496−09 температура горячей воды должны быть от 60 °C и до 75 °C. Если в кране, смесителе температура горячей воды ниже, то потребитель вправе потребовать от исполнителя уплату неустоек. Размер выплат регулирует Закон РФ «О защите прав потребителей».

Исполнитель, который нарушил качество предоставления коммунальной услуги, обязан произвести перерасчет размера платы за коммунальную услугу для потребителя. Стоимость будет уменьшена или потребитель будет полностью освобожден от уплаты. При несоблюдении этих норм налагается административный штраф (ст. 7.23 КоАП).

Чтобы правильно измерить температуру, нужно открыть кран с горячей водой, подождать три минуты, набрать воду в емкость, куда потом положить термометр с капиллярной трубкой. Вода должна вытекать наружу и полностью заполнять емкость. Далее опустите нижний конец измерительного прибора в центр емкости сосуда с горячей водой до уровня минимальной отметки. Показатель зафиксируется, когда столбик термометра прекратит повышаться.

Потребитель может установить индивидуальный квартирный или комнатный прибор учета ГВС, соответствующий требованиям законодательства РФ об обеспечении единства измерений. К числу таких приборов учета относятся счетчики ГВС с термодатчиком, которые определяют температурный режим.


Отвечает вице-президент ГК АРИН, руководитель межрегиональной жилищной программы:

Ваш вопрос решить сложнее, чем Вы описали. Потребление по счетчикам возможно только при признании этих счетчиков и их опломбировании УК. Сильно сомневаюсь, что это Ваш случай, так как даже счетчики на отопление могут быть установлены либо у всего дома, либо ни у кого.

Вам надо доказать факт отсутствия предоставляемой поставщиком УК услуги, а именно горячей воды. Найдите нормы температуры, вызовите экспертную организацию и произведите задокументированное исследование. После этого можно подавать в суд. Но в первую очередь напишите официальное письмо в УК с претензией и сдайте его в канцелярию, получив входящий номер на копии. Если ответа не будет, напишите жалобу в прокуратуру на незаконное обогащение УК за счет некачественных услуг и далее все же идите в суд.

Отвечает директор юридической службы:

Совсем не платить за некачественную подачу горячей воды не получится, закон такую возможность не предусматривает. В данном случае Вам необходимо связаться с аварийно-диспетчерской службой и согласовать время для составления акта предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества. Данный документ будет составляться в Вашем присутствии, Вы должны поставить подпись. В нем будут указываться конкретные нарушения, допущенные исполнителем.

Если Вы и исполнитель не придете к единому мнению относительно выявленных нарушений, то нужно согласовать повторную оценку качества коммунальных услуг. При этом она будет проводиться уже в присутствии сотрудника Роспотребнадзора и представителя Госжилинспекции.

Составленный акт станет основанием для перерасчета платы за коммунальные услуги, а также для начисления неустойки на исполнителя. При его получении вопрос решается в претензионном, а при необходимости — в судебном порядке.

Отвечает генеральный директор УК:

Затраченные гигакалории на ГВС (горячее водоснабжение) фиксируются в коммерческом узле учета тепловой энергии, который введен в эксплуатацию, — общедомовом приборе учета тепловой энергии (ОДПУ). Тариф устанавливается в договоре между управляющей компанией и ресурсоснабжающей организацией. Если у МКД имеется тепловой пункт, то водоподготовка ГВС осуществляется в нем и тариф значительно меньше, чем если бы горячая вода поставлялась сразу от ресурсоснабжающей организации.

Температура ГВС, согласно ПП РФ № 354, должна быть не ниже 60 °C и не выше 75 °C. Почему у собственника температура меньше нормы, нужно разбираться. Причин множество: от неисправности внутри помещения собственника до несоблюдения режима внутри теплового пункта.

Отдельный счетчик может устанавливаться на МКД, но потребления все равно будут рассчитывать по общему коммерческому ОДПУ. Платить за ГВС в любом случае надо. Если будет выявлено, что температура занижена из-за УК, то собственник вправе потребовать перерасчет с момента подачи заявления на некачественное предоставление услуг.

Станьте первым комментатором

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *