Нажмите "Enter" для пропуска содержимого

Размер индексации военной пенсии военным пенсионерам в 2021 году

На сколько увеличат, индексируют, повысят военную пенсию военным пенсионерам в 2021 году?

Как вы знаете, уважаемые наши читатели, правительство в очередной раз внесло в Госдуму проект закона о заморозке увеличения понижающего коэффициента для исчисления военных пенсий.

На простом человеческом языке это означает, что справедливо индексировать военную пенсию военным пенсионерам в 2021 году по инфляции никто не собирается. Планируется лишь индексация окладов ДД действующих военнослужащих с 1 октября 2021 года на 3,7%. Это как в 2020 году, только чуть — чуть побольше.

Вот заключение профильного Комитета по обороне Государственной думы на законопроект о заморозке повышения понижающего коэффициента для исчисления военных пенсий и их РЕШЕНИЕ!

Текст Заключения приводим в «чистом виде»: Читайте, а выводы можете сделать сами!

Заключение Комитета по обороне Государственной думы на законопроект о заморозке повышения понижающего коэффициента для исчисления военных пенсий

по проекту федерального закона № 1027752-7

«О приостановлении действия части второй статьи 43 Закона Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей»

внесен Правительством Российской Федерации

Рассмотрев проект федерального закона № 1027752-7                                       «О приостановлении действия части второй статьи 43 Закона Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей»» (далее – законопроект), внесенный Правительством Российской Федерации, Комитет Государственной Думы по обороне о т м е ч а е т:

В соответствии с частью второй статьи 43 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-I «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей» (далее — Закон № 4468-I) денежное довольствие, учитываемое при исчислении пенсий с 1 января 2012 года учитывается в размере 54% («понижающий коэффициент 0,54») и начиная с 1 января 2013 года ежегодно увеличивается на 2% до достижения 100 процентов его размера. При этом с учетом уровня инфляции (потребительских цен) федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период указанное ежегодное увеличение может быть установлено на очередной финансовый год в размере, превышающим 2%.

Законопроектом предлагается приостановить до 1 января 2022 года действие части второй статьи 43 Закона № 4468-I (седьмой год подряд), сохранив размер денежного довольствия, учитываемого для исчисления пенсии, — 73,68 процента.

Из пояснительной записки к законопроекту следует, что он подготовлен в соответствии с пунктом 6 статьи 192 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – Бюджетный кодекс), в соответствии с которым в случае, если в очередном финансовом году и плановом периоде общий объем расходов недостаточен для финансового обеспечения установленных законодательством Российской Федерации расходных обязательств Российской Федерации, Правительство Российской Федерации вносит в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проект федерального закона об изменении сроков вступления в силу (приостановления действия) в очередном финансовом году и плановом периоде отдельных положений федеральных законов, не обеспеченных источниками финансирования в очередном финансовом году и (или) плановом периоде.

Проект федерального закона № 1027743-7 «О федеральном бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов»  учитывает повышение денежного довольствия военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, лиц, проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, на прогнозный уровень инфляции – 3,7% с 1 октября 2021 года, что, как следствие, повлечет повышение пенсий лицам, проходившим военную и приравненную к ней службу, на 3,7%.

При этом в соответствии со статьей 49 Закона № 4468-I пенсии, назначенные лицам, указанным в статье 1 Закона № 4468-I, и их семьям, подлежат пересмотру:

а) одновременно с увеличением денежного довольствия соответствующих категорий военнослужащих и сотрудников исходя из уровня увеличения денежного довольствия, учитываемого при исчислении пенсий (размер денежного довольствия военнослужащих должен увеличиваться (или индексироваться) с учетом уровня инфляции (п. 9 ст. 2 № 306-ФЗ);

б) с 1 января каждого года с учетом увеличения денежного довольствия, учитываемого при исчислении пенсии (т.е. изменения «понижающего коэффициента»), установленного частью второй статьи 43 Закона (с 1 января 2012 года установлен в размере 54% и начиная с 1 января 2013 года ежегодно должен увеличиваться на 2% до достижения 100% его размера).

При этом в соответствии с частью третьей статьи 49 Закона № 4468-1 пенсии, минимальные размеры пенсий, надбавки к пенсиям, увеличения и повышения пенсий подлежат пересмотру при возникновении любого из оснований, указанных в настоящей статье, в том числе возникших одновременно.

Кроме того, подпунктом «г» пункта 1 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 604 «О дальнейшем совершенствовании военной службы в Российской Федерации» (далее – Указ № 604) Правительству Российской Федерации поручено обеспечить ежегодное увеличение пенсий гражданам, уволенным с военной службы, не менее чем на 2% сверх уровня инфляции.

Вместе с тем, с 2013 года по 2017 год включительно действие части 9 статьи 2 Федерального закона от 7 ноября 2011 года № 306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» (далее – № ФЗ-306), в соответствии с которой размеры окладов по воинским должностям и окладов по воинским званиям должны ежегодно увеличиваться (индексироваться) с учетом уровня инфляции (потребительских цен) приостановлено, а начиная с 2015 года по настоящее время приостановлено также и действие части второй статьи 43 Закона № 4468-1.

Тем самым при реализации, запланированной на 2020 и 2021 годы индексации денежного довольствия военнослужащих те его размеры, которые могли бы быть достигнуты в 2018 году при безусловном исполнении Правительством Российской Федерации указанной нормы об индексации,                не будут достигнуты даже в 2021 году.

№ п/п Воинское звание / должность Размеры окладов (в руб.)
Действующий размер НЕРЕАЛИЗОВАННЫЕ РАЗМЕРЫ

из-за приостановки действия п. 9 ст. 2 № 306-ФЗ

установленный размер Размеры окладов, которые могли быть в 2018 г., при реализации принципов 306-ФЗ
2012г. -2017 2013г. 2014г. 2015г. 2016г. 2017 г. 2018г.
Оклады в соответствии с воинским званием
1 Рядовой 5 000 5 280 5 544 6 220 6 386 6 563 5 200 6 825,52
2 Старший лейтенант 10 500 11 077 11 631 13 050 13 420 13 793 10 920 14 344,72
3 Майор 11 500 12 132 12 739 14 293 14 675 15 083 11 960 15 686,32
4 Полковник 13 000 13 715 14 401 15 158 15 563 15 996 13 520 16 635,84
Должностные оклады
1 Стрелок (1-й т. р.) 10 000 10 550 11 077 12 428 12 760 13 115 10 400 13 639,6
2 Командир взвода (10 т.р.) 20 000 21 100 22 155 24 858 25 522 26 231 20 800 27 280,24
3 Зам. командира батальона (17-й т. р.) 23 000 24 265 25 478 28 586 29 349 30 165 23 920 31 371,6
4 Командир полка (23-й т. р.) 26 500 27 957 29 355 32 936 33 815 34 756 27 560 36 146,24

При этом вследствие приостановления в 2012 – 2017 годах вышеуказанной нормы для повышения «военных пенсий» в соответствии с пунктом «б» части 1 статьи 49 Закона № 4468-1, в период с 2014 года по 2016 год был задан более высокий темп роста «понижающего коэффициента», который, по мнению Минфина России, должен был к 1 января 2021 года составить 72% при безусловном исполнении Закона № 4468-1, а вследствие принятых мер составляет 73,68%.

Комитет по обороне не согласен с этим мнением, поскольку даже более высокий темп роста в период с 2014 по 2016 годы «понижающего коэффициента»  не покрывал даже уровень инфляции.

Годы Коэффициент

который планировался

(по Закону № 4468-I)

Установленный коэффициент Повышение денежного довольствия военнослужащих Повышение

военной пенсии

на %

Инфляция Повышение которое должно быть в соответствии с Указом №604 Недоиндексация

с учетом выполнения Указа Президента РФ № 604 не в полном объеме

2012 54% 54%
2013 56% 58,05% 0% +8,33% 6,45 % 8,45% 0,12%
2014 58% 62,12% 0% +6,19% 11,36 % 13,36% 7,17%
2015 60% 66,78% 0% +7,5% 12,90 % 14,90% 7,4%
2016 62% 69,45% 0% +4,0% 5,4 % 7,4% 3,4%
2017 64% 72,23% 0% +4,0% 2,8 % 4,8% 0,8%
2018 66% 72,23% 4% +4,0% 3,8% 5,8% 1,8%
2019 68% 73,68% 4,3% (с 1.10) +6,3% (с 1.10) 4,3% 6,3% 0%
2020 70% 73,68% 3% (с 1.10) +3,0% (с 1.10) 3,8% 5,8% 2,8%
2021 72% 73,68% 3,7% (с 1.10) +3,7% (с 1.10) 3,7% 5,7% 2,0%
2022 74% 73,68% 4% (с 1.10) +4,0% (с 1.10) 4% 6,0%  
2023 76% 73,68% 4% (с 1.10) +4,0% (с 1.10) 4% 6,0%  

Конституционный Суд Российской Федерации сформулировал правовую позицию, в соответствии с которой законодатель должен формировать механизм реализации права на пенсионное обеспечение с учетом финансово-экономических возможностей государства при соблюдении конституционных принципов справедливости, равенства, соразмерности, а также стабильности и гарантированности прав граждан.

Приостановление действия части 2 статьи 43 Закона № 4468-I                             в 2015 — 2017 годах было признано соответствующим Конституции Российской Федерации (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 26 октября 2017 года № 2347-О). Конституционный Суд Российской Федерации отметил, что последовательное увеличение                       в 2015 — 2017 годах размера денежного довольствия, подлежащего учету при исчислении пенсий, не может рассматриваться как нарушающее конституционные права граждан.

При этом Комитет по обороне отмечает, что невыполнение  требований подпункта «г» пункта 1 Указа № 604 и вследствие такого бюджетного законотворчества «недоиндексация» «военных пенсий» на текущее время составила более 25% (т.е. четвертую часть от суммы «военных пенсий»). Это привело к тому, что размер «военных пенсий» рядового и сержантского состава военнослужащих практически сравнялся с размером страховых (трудовых) пенсий, а порой и меньше (по состоянию на май 2020 года размер «военной пенсии» по категориям: рядового – 8 312,14 рублей, старшины – 14 576,37 рублей, прапорщика – 15 585,25 рублей, при этом МРОТ в 2020 году составляет 12 130 рублей).

Наряду с этим, за счет законодательно закреплённого учета неполного размера денежного довольствия, учитываемого при исчислении «военной пенсии» (понижающего коэффициента), «экономия» бюджета с 2012 года по 2019 год составила порядка 2,8 трлн.рублей.

В июле 2020 года Комитетом по обороне были направлены обращения Председателю Правительства Российской Федерации и в федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие пенсионное обеспечение военнослужащих и приравненных к ним лиц, с просьбой недопущения приостановки действия положений Закона № 4468-I и неукоснительного выполнения его требований, а также требований Указа № 604 (в части ежегодного увеличения пенсий гражданам, уволенным с военной службы, не менее чем на 2 процента сверх уровня инфляции) при формировании бюджета на 2021 год и плановый период 2022-2023 годы.

Предложения Комитета по обороне в представленном законопроекте были проигнорированы.

Комитет по обороне с сожалением констатирует, что:

за 9 лет существования части 2 статьи 43 Закона № 4468-I (с 1 января 2012 года) ее действие приостанавливалось 6 раз и будет приостановлено и в седьмой раз;

за 9 лет существования подпункта «г» пункта 1 Указа № 604 (с 7 мая 2012 года) он был выполнен только один раз (в 2019 году) и в 2021 году его выполнение не планируется.

Указанные действия федерального законодателя не способствуют формированию у граждан доверия к действиям государства, подрывают престиж военной службы и ведут к нарастанию социальной напряженности среди получателей «военных пенсий».

Комитет по обороне отмечает, что систематическое невыполнение требований Указа № 604 Правительством Российской Федерации является нарушением пункта 2 статьи 90 Конституции Российской Федерации, согласно которого указы и распоряжения Президента Российской Федерации обязательны для исполнения на всей территории Российской Федерации, и абзаца пятого статьи 20 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 года № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации», согласно которого Правительство Российской Федерации обеспечивает социальные гарантии для военнослужащих и иных лиц, привлекаемых в соответствии с федеральными законами к обороне или обеспечению государственной безопасности Российской Федерации.

Наряду с этим, Правительством Российской Федерации постоянно игнорируются требования постановлений Государственной Думы.

Так, было проигнорировано требование Постановления Государственной Думы от 24 ноября 2017 года № 2835-7 ГД, в соответствии с которым Правительству Российской Федерации предлагалось в течение 2018 года обеспечить выполнение в полном объеме требований подпункта «г» пункта 1 Указа № 604.

Постановлением Государственной Думы от 19 ноября 2019 года                  № 7110-7 ГД Правительству Российской Федерации также предлагалось в течение 2020 года обеспечить выполнение в полном объеме требований подпункта «г» пункта 1 Указа № 604 в части ежегодного увеличения пенсий гражданам, уволенным с военной службы, не менее чем на 2 процента сверх уровня инфляции.

Указанное требование Государственной Думы Правительством Российской Федерации было проигнорировано по умолчанию.

В целях исключения нарушения пункта 2 статьи 90 Конституции Российской Федерации, прекращения дискриминации «военных пенсионеров» по отношению к другим пенсионерам, а также исполнения Закона № 4468-I и Указа № 604 Комитет по обороне настаивает на доведении индексации «военной пенсии» с 3,7% до 5,7% (с 1 октября 2021 года на 3,7% за счет увеличения денежного довольствия военнослужащих (на размер инфляции) как и заложено в Законопроекте и на 2% с 1 января 2021 года (на основании пункта «б» части 1 статьи 49 Закона № 4468-I) за счет доведения «понижающего коэффициента» до 75,16 %).

В заключении Комитета Государственной Думы по труду, социальной политике и делам ветеранов предложений по законопроекту не содержится.

Комитет Государственной Думы по государственному строительству и законодательству и Комитета Государственной Думы по безопасности и противодействию коррупции, рассмотрев законопроект, поддерживает его.

Правовое управление Аппарата Государственной Думы замечаний концептуального характера по законопроекту не имеет.

Правительство Российской Федерации отмечает, что отсутствие приостановления части 2 статьи 43 Закона № 4468-I в 2021 году окажет отрицательное влияние на сбалансированность доходов и расходов федерального бюджета в предстоящем году, а так же может привести к неполной выплате пенсий гражданам, уволенных с военной и приравненной к ней службы в установленных законодательством размерах.

Учитывая изложенное, а также позицию комитетов-соисполнителей, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих пенсионное обеспечение военнослужащих и приравненных к ним лиц, Комитет Государственной Думы по обороне полагает возможным поддержать концепцию рассматриваемого законопроекта при условии устранения ко второму чтению изложенных в настоящем заключении замечаний и рекомендовать Государственной Думе принять его в первом чтении.

№ п/п Воинское звание / должность Размеры окладов (в руб.)
Действующий размер НЕРЕАЛИЗОВАННЫЕ РАЗМЕРЫ

из-за приостановки действия п. 9 ст. 2 № 306-ФЗ

установленный размер Размеры окладов, которые могли быть в 2018 г., при реализации принципов 306-ФЗ
2012г. -2017 2013г. 2014г. 2015г. 2016г. 2017 г. 2018г.
Оклады в соответствии с воинским званием
1 Рядовой 5 000 5 280 5 544 6 220 6 386 6 563 5 200 6 825,52
2 Старший лейтенант 10 500 11 077 11 631 13 050 13 420 13 793 10 920 14 344,72
3 Майор 11 500 12 132 12 739 14 293 14 675 15 083 11 960 15 686,32
4 Полковник 13 000 13 715 14 401 15 158 15 563 15 996 13 520 16 635,84
Должностные оклады
1 Стрелок (1-й т. р.) 10 000 10 550 11 077 12 428 12 760 13 115 10 400 13 639,6
2 Командир взвода (10 т.р.) 20 000 21 100 22 155 24 858 25 522 26 231 20 800 27 280,24
3 Зам. командира батальона (17-й т. р.) 23 000 24 265 25 478 28 586 29 349 30 165 23 920 31 371,6
4 Командир полка (23-й т. р.) 26 500 27 957 29 355 32 936 33 815 34 756 27 560 36 146,24

 

Годы Коэффициент

который планировался

(по Закону № 4468-I)

Установленный коэффициент Повышение денежного довольствия военнослужащих Повышение

военной пенсии

на %

Инфляция Повышение которое должно быть в соответствии с Указом №604 Недоиндексация

с учетом выполнения Указа Президента РФ № 604 не в полном объеме

2012 54% 54%
2013 56% 58,05% 0% +8,33% 6,45 % 8,45% 0,12%
2014 58% 62,12% 0% +6,19% 11,36 % 13,36% 7,17%
2015 60% 66,78% 0% +7,5% 12,90 % 14,90% 7,4%
2016 62% 69,45% 0% +4,0% 5,4 % 7,4% 3,4%
2017 64% 72,23% 0% +4,0% 2,8 % 4,8% 0,8%
2018 66% 72,23% 4% +4,0% 3,8% 5,8% 1,8%
2019 68% 73,68% 4,3% (с 1.10) +6,3% (с 1.10) 4,3% 6,3% 0%
2020 70% 73,68% 3% (с 1.10) +3,0% (с 1.10) 3,8% 5,8% 2,8%
2021 72% 73,68% 3,7% (с 1.10) +3,7% (с 1.10) 3,7% 5,7% 2,0%
2022 74% 73,68% 4% (с 1.10) +4,0% (с 1.10) 4% 6,0%  
2023 76% 73,68% 4% (с 1.10) +4,0% (с 1.10) 4% 6,0%  

 

Первый заместитель председателя Комитета                                                                           А.Л.Красов

Станьте первым комментатором

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *